Таджудди́н (Таджутдин, Тазетдин) (араб.) — значение мужского мусульманского имени

14.09.2008

Родился 12 октября 1948 в Казани, татарин.

Таджудди́н (Таджутдин, Тазетдин) (араб.) - значение мужского мусульманского имени Талгат Таджуддин фотография

В 1973 году окончил семилетнее медресе «Мир-Араб» в Бухаре, в 1978 году — Исламский университет «Аль-Азхар» в Каире (Египет). В «Аль-Азхар» его имя, как одного из лучших шакирдов, высечено на камне.

  • Реклама:
  • После окончания университета служил имам-хатыбом (настоятелем) Казанской Соборной мечети «Аль Марджани».
  • 19 июня 1980 на съезде мусульман Европейской части СССР и Сибири, был избран председателем Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС).
  • В мае 1990 года на совещании глав духовных управлений мусульман СССР (ДУМЕС) был избран Председателем управления международных связей мусульманских организаций СССР (после 1991 года — Ассоциация внешних мусульманских связей).

На V съезде мусульман Европейской части СССР и Сибири, который состоялся 6-8 июня 1990 года в Уфе, был переизбран муфтием и председателем ДУМЕС. На этом съезде Т.Таджутдину было присвоено духовное звание Шейх-уль-Ислам.

В 1991 году собравшиеся в Саратове имамы обратились к муфтию с требованием подать в отставку. В 1992 году в Саратове было создано Межрегиональное управление мусульман (имамы Саратова, Волгограда, Пензаы) во главе с Мукаббасом Бибарсовым, не признанное Т.Таджутдином.

19 июля 1992 в Набережных Челнах в соборной мечети «Таубе» по приказу Т.Таджутдина были установлены кресты и звезды Давида.

В своих интервью и беседах Таджуддин говорит о некой единой церкви, объединяющей мусульман, христиан и иудеев, за что его именуют «мусульманским экуменистом».

22 августа 1992 на чрезвычайном пленуме ДУМЕС в Набережных Челнах было принято решение «в связи с длительной болезнью» муфтия Т.Таджутдина и «чрезвычайной ситуацией в ДУМЕС, приведшей к полному развалу структур ДУМЕС и дезорганизации его деятельности, невозможностью исполнения им своих обязанностей…

временно отстранить его от исполнения своих обязанностей и создать временный комитет из представителей мусульманского духовенства». В августе 1992 от ДУМЕС отделилось (решением съезда в Набережных Челнах) Духовное управление мусульман Татарии (ДУМРТ) во главе с Габдуллой Галиуллиным.

Таджуддин не признал этого отделения и назначил своим представителем в Татарии имама Зеленодольска Габдул-Хамита Зинатуллина (а затем Фарида Салманова).

Самая длинная сигара в мире
Посетило:10888
Владимир Высоцкий: разгул последнего отчаяния
Посетило:10059
Вячеслав Добрынин. Биография
Посетило:2785

Также в 1992 от ДУМЕС отделилось ДУМ Республики Башкортостан во главе с муфтием Нурмухаммедом Нигматуллиным.

В конце августа 1992 Т.Таджутдин собрал расширенный пленум ДУМЕС и отстранил 9 имамом-мухтасибов, в т.ч. М.Бибарсова, членов президиума ДУМЕС Н.Нигматуллина и Нафигуллу Аширова.

В сентябре-октябре 1992 противники Т.Таджутдина создали Высший координационный совет Духовных управлений мусульман России (ВКЦ ДУМР, зарегистр. в 1994), в который вошли Г.Галлиуллин, муфтий Башкирии Н.Нигматуллин, саратовский имам М.Бибарсов, Н.Аширов и Абдул-Вахед Ниязов.

22 октября 1992 на Съезде мусульман Татарстана было принято постановление, направленное против ДУМЕС и лично Таджутдина за действия, которые характеризовались как «антисламские, направленнеы на подрыв основ Исламской веры»(2).

В начале ноября 1992 решением VI чрезвычайного съезда мусульман в Уфе ДУМЕС был переименован в Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России и Европейских стран СНГ, Т.Таджутдин избран Верховным муфтием ЦДУМ.

В декабре 1993 — январе 1994 году московский муфтий Равиль Гайнутдин создал Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона (ДУМЦЕР) России, которое сначала осталось в составе ЦДУМ, но вело независимую от Т.

Таджутдина политику.

В сентябре 1994 Т.Таджутдин предпринял попытку отстранить Р.Гайнутдина от руководства Московской Соборной мечети непосредственно в момент проповеди Р.Гайнутдина. В результате на пятничной молитве 23 сентября 1994 президиумом ДУМЦЕР было принято «единогласное решение о каноническом выходе ДУМЦЕР из состава ЦДУМ».

17 января 1995 Меджлисом (съездом) мусульман России и европейских стран СНГ был вновь избран Верховным муфтием и председателем ЦДУМ. Меджлис, по инициативе Таджутдина, отстранил от обязанностей священнослужителя Р.

Гайнутдина — «за поддержку раскольнических действий арабских организаций, за нарушение канонов традиционного ислама».

В 1995 году был включен в состав попечительского совета «Общественного российского телевидения» (ОРТ).

В октябре 1996 года московский представитель ЦДУМ Рустем Валиев поддержал попытку Н.Аширова и А.-В.Ниязова сместить имама московской Исторической мечети Махмуда Велитова. Новым имамом предполагалось сделать ставленника Т.

Таджутдина Рамиля Аляутдинова, его заместителем — Фарида Сейфуллина, тестя Ниязова. М.Велитова поддержал руководитель Духовного управления мусульман центра Европейской Росии (ДУМЦЕР, с 1999 — ДУМЕР) и председатель созданного летом 1996 Совета муфтиев России московский муфтий Р.Гайнутдин.

Попытка сместить М.Велитова потерпела неудачу, а временный тактический союз московских сторонников Таджутдина с Ашировым и Ниязовым после провала этой интриги сразу же распался.

В 1997 году солидаризировался с Государственной Думой по поводу принятия нового закона «О свободе совести и религиозных организациях в России», отменившего прежний, более либеральный.

11 февраля 1999 сибирские сторонники Т.Таджуддина провели в Омске съезд мусульман Сибири под эгидой Духовного управления мусульман Сибири (ДУМС, лидеры — омский муфтий Зулькарнай Шакирзянов, московский бизнесмен Ряшит Баязитов), 13 февраля 1999 в Тюмени Н.

Ашировым был в противовес проведен альтернативный съезд под эгидой Духовного управления мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР, создан Н.Ашировым в августе 1997). 22 марта 2000 был приглашен на 4-е заседание Межрелигиозного совета (вопреки одного из основателей МС Р.Гайнутдина), что привело к конфликту между ними и уходу Р.Гайнутдина с заседания.

В начале 2000 года ввел регистрацию «духовных браков» в мечети с выдачей свидетельств о таком браке: «Речь не идет об узаконивании отношений с любовницами. В духовном браке, в отличие от светского, человек отвечает за свое отношение к женщинам и детям перед Богом.

По мусульманским понятиям обязательным условием является реальная способность мужчины материально содержать нескольких жен и детей» (КоммерсантЪ-власть, 30 мая 2000). В 1997 году Т.Таджутдин поддерживал идею объявления Минтимера Шаймиева духовным главой (халифом) Татарии, выдвинутую заместителем муфтия Валиуллой Якубовым.

Не принял предложения Шаймиева перевести муфтият в Казань, в результате чего рассорился с Шаймиевым, который организовал в феврале 1998 «объединительный» съезд мусульманского духовнства Татарии, где муфтием Татарстана был избран Гусман Исхаков (вступивший вскоре в Совет муфтиев России).

5 июня 2000 госсекретарь Башкирии Адигамов вызвал в аппарат президента Башкирии муфтия Башкирии Н.Нигматуллина и предложил ему выйти из Совета муфтиев России и перейти в ЦДУМ Таджутдина. В ответ Н.

Нигматуллин выдвинул обвинения в адрес Таджутдина в том, что тот, будучи татарином, инспирирует обвинения башкирских властей в пренебрежении прав татар(4). С февраля 2001 года — член попечительского совета общественного Военного фонда . В сентябре 2001 г.

подписал открытое письмо депутатам Госсовета Татарии от татар, проживающих за пределами республики, с просьбой отказаться от перевода национальной письменности с кириллицы на латиницу. (Российская газета, 14 сентября 2001)

В ноябре 2001 г. потребовал запретить показ телепередачи «За стеклом» (ТВ-6), которую он назвал «настоящим бесстыдством» и «пропагандой разврата».

В ноябре 2001 г. муфтий Татарии Усман Исхаков направил папе римскому Иоанну Павлу II приглашение посетить Казань в связи с празднованием тысячелетнего юбилея города. (Интерфакс, 26 декабря 2001) Талгат Таджуддин назвал это приглашение провокационным.

Таджуддин заявил, что в России «уже много веков существует единое духовное пространство традиционных конфессий: православия, ислама, иудаизма и буддизма, поэтому, приглашая прочих духовных лидеров, к которым относится и папа, мы должны обязательно учитывать спорные моменты в отношениях между конфессиями и помнить о добрых отношениях между православными и мусульманами нашей страны». (Интерфакс, 27 декабря 2001).

В конце февраля 2002 выступил против создания на территории Российской Федерации католических епархий.

1 марта 2003 на конференции партии «Евразия» Александра Дугина было оглашено (Альбиром-хазрат Кргановым) приветствие Таджуддина. в котором он объявлял о том, что он принимает приглашение Дугина о своем вхождении в ЦС партии «Евразия» и предложил региональным муфтиям последовать своему примеру…

В марте 2003 г. предложил переименовать ЦДУМ России в Исламское ЦДУМ Святой Руси.

В марте 2003 г., накануне войны в Ираке, в составе делегации российских религиозных и политических деятелей ездил в Багдад. Целью поездки было выражение солидарности с иракским народом.

В конце марта 2003 г. на пленуме ЦДУМ предложил переименовать организацию в Исламское центральное духовное управление мусульман Святой Руси (ИЦДУМ СР). По его мнению, включение в название организации сочетания «Святая Русь» могло бы удачно подчеркнуть мирное сосуществование двух традиционных религий России.

(Росбалт, 1 апреля 2004) 3 апреля 2003 Таджуддин сообщил, что Исламское центральное духовное управление мусульман Святой Руси приняло постановление об объявлении джихада США. Он отметил, что джихад фатх (постановление) об объявлении джихада какой-либо стране принято в истории России ХХ-ХХI века во второй раз.

В первый раз джихад был объявлен российскими мусульманами Германии в 1941 году. Также Таджуддин сказал: «У мусульман России есть действенные рычаги воздействия на США. В частности, мы будем образовывать фонд из пожертвований, и на эти деньги будем закупать оружие для борьбы против Америки и продовольствие для народа Ирака». (Газета.

ру, 3 апреля 2003) 4 апреля 2003 прокурор Башкирии вынес предупреждение Таджуддину в связи с его заявлением об объявлении джихада. 15 апреля 2003 Таджуддин обратился к мусульманам мира с предложением создать высший исламский совет мира и избрать мусульманского духовного лидера. «У католиков есть папа римский. У православных — патриарх.

У мусульман же нет посредников между Богом и преклоняющимися Ему».(ИТАР-ТАСС, 15 апреля 2003).

В марте 2004 г.

назвал ликвидацию лидера радикальной палестинской группировки ХАМАС Ахмеда Ясина «неблагородным и нечестным» поступком Израиля: «Трагическая гибель духовного лидера палестинского народа шейха Ясина в результате теракта потрясла весь мир.

Ответ государственным терроризмом со стороны Израиля на теракты экстремистских организаций неблагороден и нечестен». Убийство шейха Ясина Таджуддин сравнил с убийством библейского Авеля его родным братом Каином. (Газета.ру, 22 марта 2004).

  1. Официальный представитель от мусульман РФ в ЮНЕСКО, Организации Исламская Конференция, Европейской лиге мусульман и др.
  2. Своими противниками Таджуддин обвинялся в сотрудничестве с КГБ, алкоголизме, наркомании и в психических заболеваниях.
  3. Женат, пятеро детей (две дочери и трое сыновей), семеро внуков.
Стивен Ривз. Биография
Посетило:14888
Кристиан Диор. Биография
Посетило:74066
Самая высокая в мире модель
Посетило:45062

Талгат Таджуддин

Талгат Таджуддин — Верховный муфтий России и один из ведущих богословов в стране, обладатель государственных наград. Несмотря на занимаемый пост в религиозной иерархии, «главный мусульманин» России запомнился рядом резонансных поступков и высказываний, которые оставили след в его биографии.

Читайте также:  Лази́за (Лязиза, Лязизя) (араб.) - значение женского мусульманского имени

Детство и юность

Таджуддин с арабского языка переводится как «корона религии», настоящая фамилия будущего религиозного деятеля — Тадзетдинов. Он родился 12 октября 1948 года в Казани в татарской семье, его дальние родственники были священнослужителями.

Большое влияние на мальчика оказала бабушка по материнской линии, она обучала будущего муфтия мусульманскому этикету, читала ему молитвы.

С раннего возраста Талгат ходил в мечеть, оставался там ночевать во время религиозных праздников, изучал арабский язык.

Таджуддин после окончания школы поступил в казанское профтехучилище, по ночам занимался переводом арабских книг на татарский язык для местных мечетей.

Своим духовным лидером Талгат считал местного богослова Ахмадзаки Сафиуллина, с которым познакомился в молодости. Он помог юноше поступить в единственное в СССР мусульманское учебное заведение Мири Араб в Бухаре.

Таджуддин окончил его в 1973 году и получил должность второго имам-хатыба Казанской соборной мечети.

Религиозная карьера

Чтобы получить новые знания, молодой имам поступил в одно из самых престижных исламских богословских учебных заведений — каирский университет Аль-Азхар. Таджуддин блестяще прошел семилетний курс обучения и вернулся в СССР, его имя высекли на стеле в числе лучших студентов. В 1980 году выпускника каирского университета избрали на должность муфтия, его карьера резко пошла вверх.

«Члены Президиума ЦДУМ России, как только я вернулся из Каира, говорили мне: “Давай мы тебя изберем муфтием — ты молодой, закончил Аль-Азхар…” На тот момент большинство имамов были пожилые. Я отказывался полтора года: это ведь надо отвечать перед Богом, перед народом и государством! В то время насаждали атеизм, и я помню, как перед отъездом в Египет обучал исламу 22 своих учеников в сарае! Все они потом стали муфтиями».Талгат Таджуддин в молодости / «ЦДУМ РФ»

Эпоха гласности и распад СССР положительно сказались на развитии ислама в стране: начали открываться новые мечети, был переиздан Коран, прекратилась дискриминация священнослужителей. В ходе реформы 1992 года было образовано Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ), а первым главой новой организации стал Таджуддин, он взял сан Верховного муфтия России.

Эксцентричные поступки «главного мусульманина» страны вызывали шок у прихожан, а религиозные деятели призывали его покинуть должность.

В 1994 году Таджуддин на открытии новой мечети в Нижегородской области разбил бутылку шампанского о стены храма, в Набережных Челнах на витражах медресе рядом с исламскими символами соседствовали православные кресты. Скандалы привели к временному расколу.

Недовольные авторитарным управлением священнослужители во главе с Равилем Гайнутдином основали новую организацию под названием Совет муфтиев России, однако сейчас конфликт между ними улажен.

В 1996 году Верховный муфтий получил титул шейх-уль-ислама — высшего мусульманского должностного лица — за доскональное знание религиозных норм.

Таджуддин сотрудничал с государственным аппаратом, вошел в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, представлял Россию на международных форумах.

Это не помешало ему выступать против усиления католической церкви в стране и поддерживать доминирование традиционных конфессий: православного христианства, ислама, иудаизма и буддизма.

Талгат Таджуддин целует руку патриарху Кириллу / кадр из «Ютьюб»

В 2003 году на антивоенном митинге в Уфе против вторжения в Ирак стран западной коалиции Таджуддин объявил священную войну джихад США, размахивая перед толпой саблей. Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин был вынужден опубликовать опровержение, а прокурор Башкирии вынес предостережение религиозному деятелю. Чтобы замять скандал, заместитель Таджуддина дал следующий комментарий:

«Мы объявили США джихад за их экспансию на территорию суверенного государства, но это духовный джихад. Мы будем собирать пожертвования и на эти деньги закупать медикаменты, продовольствие и вещи первой необходимости для народа Ирака».

Личная жизнь

Лидер мусульман России женат на дочери имам-хатыба Азимовской мечети в Казани Сание Абдрауфовне, у них родились две дочери и три сына. Про личную жизнь детей известно немного, сыновья получили религиозное образование. Таджуддин выступает за введение уроков нравственного обучения в школах и поддерживает многоженство в России:

«Он может — подчеркиваю, может, — соблюдая ряд условий, взять в жены до четырех женщин, но это очень ответственно. И если мужчина не уверен, что сможет содержать их, или боится, что не будет справедливым между женами, ему стоит жениться всего один раз.

Талгат Таджуддин сейчас

В 2022 году Таджуддин поддержал спецоперацию России в Украине и издал фетву, в которой приравнял погибших военнослужащих к мученикам-шахидам. Такое решение упростило процедуру похорон без ритуального омовения и повторяло призыв исламских богословов к мусульманам в 1942 году сражаться против Германии.

Награды

  • 1998 — Орден Дружбы
  • 2008 — Орден Почёта
  • 2008 — Орден Дружбы народов
  • 2017 — Знак отличия «Честь и Слава» I степени
  • 2017 — Знак отличия «Честь и Слава» I степени
  • 2020 — Орден Салавата Юлаева

Интересные факты

  1. В 1994 году, во время поездки из Ульяновска в Уфу, в автомобиль Верховного муфтия России врезалась машина. По счастливой случайности никто не пострадал.
  2. В 1999 году на приеме в Кремле Таджуддин поцеловал руку Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, что негативно восприняли в богословской среде. Верховного муфтия обвиняли в отсутствии религиозного этикета и в признании духовного старшинства православия над исламом. Позднее он целовал руку патриарху Кириллу после вручения ордена и приложился к иконе, чем вызвал очередной скандал.
  3. В декабре 2015 года Верховный муфтий собирался уйти с должности и назначил преемником Камиля Самигуллина. После отказа последнего от повышения Таджуддин остался на своем посту.
  4. Верховный муфтий популяризировал идею паломничества в Булгар, столицу древней Волжской Булгарии. Таджуддин в 2001 году посещал с визитом Болгарию, где выступил с заявлением о родстве между болгарами и татарами.
  5. «Главный мусульманин» России в 2020 году на встрече с иудейскими религиозными лидерами надел кипу, традиционный еврейский головной убор. Опубликованные фотографии вызвали осуждение среди мусульманских богословов.

Джихад Америке, фига Гайнутдину, еврейская кипа: чем отличился Талгат Таджуддин за 40 лет?

Резонансные поступки и слова председателя ЦДУМ России

40 лет назад, 19 июня 1980 года, муфтием и председателем Духовного управления европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), стал 31-летний казанский имам Талгат Таджуддин (в архивных документах фигурирует фамилия Тазеев).

С тех пор сменился режим в стране, сменилось несколько руководителей государства (Брежнев — Черненко — Андропов — Горбачев — Ельцин — Путин — Медведев — Путин), однако Таджуддин по-прежнему возглавляет муфтият, хотя и его организацию (ныне — Центральное духовное управление мусульман России) заметно потрясло.

«Реальное время» подготовило для своих читателей обзор его наиболее эпатажных поступков и резонансных слов.

Председатель ЦДУМ России, шейх-уль-ислам, верховный муфтий Талгат Сафа Таджуддин — личность безусловно неординарная: широкий кругозор и татарская хитрость помогли ему удержаться на посту «главного мусульманина» страны. При этом он отличился рядом необычных поступков и неоднозначных фраз. Вспомнить все, пожалуй, не смогут даже самые близкие к нему люди. Однако несколько ярких моментов попробуем перечислить.

Джихад Америке и размахивание саблей на площади

Несколько нарушим хронологию и начнем с самого громкого жеста Талгата Сафича, о чем много писала российская и зарубежная пресса.

В марте 2003 года, когда Джордж Буш-младший готовился ввести американские войска в Ирак, Таджуддин, находившийся в Багдаде, заявил, что останется в арабской стране, чтоб вместе с иракским народом и Саддамом Хусейном терпеть все трудности войны. Однако не прошло и недели, он приехал в Россию.

А в апреле, когда США вторглись в Ирак, верховный муфтий выступил в Уфе на антивоенном митинге, организованном местной «Единой Россией». Размахивая саблей, Таджуддин объявил Вашингтону джихад. Затем он призвал собирать средства на покупку оружия и медикаментов для иракских защитников родины.

Столь громкое заявление вызвало переполох не только в структурах российской власти, но и в Америке. Другие мусульманские лидеры страны — Равиль Гайнутдин и Нафигулла Аширов тут же раскритиковали главу ЦДУМ. А приближенные верховного муфтия в х стали оправдывать своего шефа: мол, имелся в виду духовный джихад — моральная поддержка своих единоверцев.

— Я не сказал, чтоб убивали американцев. Сказал: «Где увидите американцев, тащите в милицию, чтоб шпионов выгнали отсюда; не покупайте американское, и не продавать им ничего, пока это бесстыдство с их стороны не прекратится», — объяснял муфтий свой поступок.

Талгат Таджуддин — биография | Узнай Всё

Талгат Сафич Таджуддин – ведущий мусульманин-богослов России с почетным именем «Шейх-уль-Ислам», Верховный муфтий, глава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), обладатель целого ряда высоких наград.

На фото: Талгат Сафич Таджуддин

Главным его достижением ученые-историки религиозного культа считают преданность заветам предков, упрочнение единства мусульман РФ, а также межкультурного согласия.

Нынешний лидер российских мусульман появился на свет 12 октября 1948 года в семействе верующих рабочих из Казани. Его отец Минсафа трудился водителем, мама Рашида работала на заводе.

Занимался мальчик сначала в местной школе №27, затем в профтехучилище. Одновременно он изучал священные книги мусульман и иностранные языки.

Талгат Таджуддин в молодости

В период 1966-1973 гг. молодой человек обучался в религиозном Бухарском училище «Мир-Араб». По окончании его он решил расширить знания и поступил в знаменитое богословское учебное заведение «Аль-Азхар» в Каире. Имя Талгата осталось высеченным в камне среди имен наилучших его шакирдов (студентов). Затем, с 1978 года и в течение следующих двух лет, он являлся предстоятелем одной из мечетей родного города.

С 1980-1992 гг. богослов был лицом высшего мусульманского духовенства – муфтием, председателем Духовного управления последователей ислама Европейской части СССР (ДУМЕС).

В 1990 г. стал обладателем наивысшего почетного звания – Шейх-уль-Ислама, а также руководителем структурного подразделения международных связей по делам исповедуемой религии.

В 1990 году Талгат Таджуддин стал обладателем наивысшего почетного звания – Шейх-уль-Ислама

Великий шейх стал приверженцем идеи некой всеобъемлющей церкви. По его распоряжению в храме Набережных Челнов (Татарстан) появились витражи, где вместе с символикой ислама в виде полумесяца и звезды, неожиданно соседствовали христианские кресты и шестиконечные звезды Давида. В итоге произошли стычки среди сторонников и противников нововведений муфтий-хазрата и ряд мусульманских деятелей обратились к нему с настоятельной просьбой уйти с поста.

Читайте также:  Чулпа́н (Чулпания) (тюркск.-татарск.) - значение женского мусульманского имени

Талгат Таджуддин – приверженец идеи некой всеобъемлющей церкви

В 1992-м от общероссийской организации мусульман отделились управления Татарии и Башкирии, а действия главы были названы его единоверцами «антиисламскими». Однако мусульманский лидер не признал решения об их самостоятельности и после трансформирования ДУМЕС в ЦДУМ занял пост Верховного муфтия.

В 1995 году он получил членство в попечительском совете ОРТ, позже состоял в аналогичном контролирующем органе отечественного военного фонда, представителем последователей ислама РФ в крупнейших международных религиозных формированиях, вошел в Совет по взаимодействию с ними при главе государства.

Патриарх Алексий II, Владимир Путин и Талгат Таджуддин

В 2001-м он не одобрил приглашение папы Иоанна Павла II на празднование тысячелетнего юбилея Казани, высказал на конференции в болгарской столице, Софии, личное убеждение о булгарском происхождении татар, а спустя год высказался против организации в стране католических епархий.

Талгат Таджуддин и Дмитрий Медведев

В 2003-м он проинформировал масс-медиа, что ЦДУМ приняло решение об объявлении Америке, названной им антихристом, джихада (священной войны) и о сборе средств для закупок оружия и оснащения вооруженных формирований. После этого Совет муфтиев признал его «лжепророком», провоцирующим своими действиями новую мировую войну.

Речь Талгата Таджуддина на Госсовете РТ

В тот же период представитель мусульманского духовенства РФ выступил с инициативой избрания духовного лидера всех мусульман мира по примеру существования высшего иерарха христианских церквей – патриарха и главы католиков – папы римского.

Верховный муфтий Талгат Сафич Таджуддин

В 2015 году Верховный муфтий страны во время празднования дня рождения пророка Мухаммада в татарском городе Болгар объявил о решении уйти с должности и передать исполнение обязанностей главы ЦДУМ Камилю Самигуллину, лидеру мусульман республики. Однако тот отказался от предложенного высокого поста.

Лидер отечественных мусульман более полувека женат. Его супругой является уроженка Казани, дочь имам-хатыба Азимовской мечети Сания Абдрауфовна.

Гордостью семейной пары стали их пятеро детей – дочери Наиля, родившаяся в 1969-м, и ее погодка Зульфия, сыновья Зуфар, Мухаммад и Гумар, появившиеся на свет в 1972, 1976 и 1979 гг. соответственно. Также мусульманский деятель – дедушка пятнадцати внучек и внуков.

Семья Талгата Таджуддина

Старший и младший его сын получили образование в Турции, средний – в Кувейте. Он продолжил дело жизни отца – возглавил администрацию ЦДУМ и Республиканское ДУМ Башкирии.

Талгат Таджуддин известен своими эксцентрическими заявлениями

Священнослужитель известен своими эксцентрическими заявлениями и сумасбродными выходками. К примеру, в 1994 году не все правоверные восприняли его «новаторский» способ освящения одной из мечетей в Нижегородской области, когда он разбил бутылку шампанского о стену храма.

Талгат Таджуддин целует руку Патриарху

На приеме в Кремле по случаю Нового 1999 года он поцеловал руку Московского патриарха Алексия Второго, что было истолковано как признание его духовного старшинства.
А в День народного единства в 2018-м муфтий-хазрат предложил президенту Владимиру Путину поступить с Израилем и Сирией, как с Крымом – забрать, «чтобы территория России была до самой Мекки».

В 2018 году председатель ЦДУМ участвовал в научной конференции «Расулевские чтения», проходившей в Челябинской области. Мероприятие, проводимое в честь просветителя Зайнуллы Расулева, собрало около тысячи имамов мечетей из разных регионов России и стран СНГ, множество ученых-исламистов и просто верующих. В его рамках обсуждались проблемы ислама, вопросы борьбы с экстремизмом, а также состоялось открытие после реконструкции единственного на Урале медресе – учебного заведения по подготовке мусульманских служителей культа.

Встреча Владимира Путина с Талгатом Таджуддином

Летом того же года Великий шейх и наставник принял участие в Ежегодном сходе мусульман Башкортостана, который состоялся в поселке Чишмы, расположенном в 40 километрах от Уфы. Во время Схода был совершен коллективный намаз (исламская молитва) и подведены итоги детско-юношеского конкурса «Я познаю ислам».

Талгат Таджуддин стал суфием?!

Оценить Загрузка…

Сети и каналы будоражат инсайды о возможном переходе Центрального Духовного Управления Мусульман России под руководством муфтия Талгата Таджуддина (71 год, запомните эту цифру, она важна) на близкие суфиям позиции.

Новости эти, надо сказать, небезосновательны — в сети давно гуляет видео, где Таджуддин якобы посещает шейха ордена Хаккани (Кипр).

Недавно телеграм-канал Д///ИХАД опубликовал видео, где Таджуддин вместе с другими татарами совершает зикр – обряд, характерный только для суфиев.

О тенденции дрейфа Таджуддина к суфизму язвительно высказался Расул Тавдиряков: «Шейх уль-Ислам Талгат Таджуддин собрал Имамов мечетей Центрального Духовного Управления Мусульман России для того, чтобы открыто объявить всем, что Традиционный Ислам в России — Тарикат, суфизм. С этой недели в каждой мечети ЦДУМ России на каждого имама возложена обязанность проводить Зикры каждый Четверг! Ма шэ Аллаһ! Уже третий раз подряд в Уфе проводятся зикр в первой соборной мечети на Тукаева, со следующей недели в мечети Гуфран».

Попытаемся разобраться, в чем же истинные причины столь странного поведения муфтия.

Как известно, центр российского ислама с 18 века находился в Уфе, однако лидирующие позиции в исламских организациях России всегда принадлежали не башкирам, а татарам. В 90-х годах именно Уфа унаследовала от СССР центральную мусульманскую организацию, которая сразу после развала СССР сама развалилась на автономные малые муфтияты.

Эта советская организация превратилась в Центральное Духовное Управление Мусульман (ЦДУМ), которая претендовала на контроль над всеми мусульманами России. Во главе ЦДУМ стоял татарин Талгат Таджуддин.

Амбиции Таджуддина не сильно нравились властям Башкирии, и поэтому в республике при поддержке Рахимова быстро сделали свое ДУМ РБ, где стали заправлять этнические башкиры в противовес татарам.

Также следует отметить, что ислам в Поволжье никогда не был суфийским (а был обычным исламом ханафитского мазхаба).

Однако, после распада СССР, когда все стало можно, некоторые сказочники (вроде Салавата Кильдина) придумали светлое суфийское прошлое Башкирии, чтобы оправдать заходящих в регион иностранных агентов в виде уймы иностранных турецких, кипрских, критских, украинских и прочих движений.

Пока регионалы (башкиры из ДУМ РБ) сражались с федералами (татарами из ЦДУМ), в «сером секторе» сложились независимые общины суфийских тарикатов и «просуфийские» организации, такие как: сулейманиты (Турция), «Хизмет» (Турция), хабашиты (Украина), мюриды Хаккани (Кипр), кубуриты (страны Средней Азии). Помимо суфиев в РБ появлись общины салафитских лидеров из Саудовской Аравии и Египта, а также последователи «Хизб ут-Тахрир» и «Таблиги Джамаат».

Это «лоскутное одеяло» наслоилось на политическую специфику Башкирии. Правивший с 1992 по 2010 год Муртаза Рахимов поддерживал ДУМ РБ и сдерживал амбиции Таджуддина. Рустэм Хамитов (2010 – 2018) не вкладывался в поддержку ДУМ РБ, зато пытался (через Совет при главе республики) интегрировать суфизм в «официальный ислам» Башкирии.

Так власти не мешали распространению суфизма в виде хакканитов (откровенных мракобесов, но мракобесов влиятельных), в 2010 году был посажен глава «конкурирующего» суфийского ордена «Эренкёй» Айдар Хабибулин, которого осудили за возбуждение ненависти и вражды, а также за незаконное хранение оружия.

Однако на каждое действие есть противодействие, и реакцией на распространением суфизма стал салафизм. В 2011 году в городе Баймак салафиты захватили мечеть, выгнали суфийского имама Хурматуллу Буранбаева, поставив на его место Загира Галина, прошедшего обучение в Саудовской Аравии.

В итоге, чтобы прекратить дестабилизацию, власти заморозили поддержку суфиев, переключив контакты на ЦДУМ.

В таком вот сложном вареве немолодой (71 год, как мы упоминали) и потрепанный жизнью Таджуддин вынужден вести деятельность.

Причем деятельность часто бесполезную — от его организации постепенно откалывается все больше мечетей, в СМИ постоянно появляются слухи о проблемах со здоровьем Талгат-хазрата, в самой организации нет определенности с приемником, Таджуддин то уходит с поста, то возвращается, то готовит себе в наследники сына (амебного и неталантливого), то отменяет это решение. Добавьте к этому неразбериху с политикой в регионе, множество игроков, орденов, сект, объединений и групп интересов, а также огромное турецкое, кипрское и арабское лобби, ищущих для создания собственных организаций любые возможности и не жалеющие на это средств. Поэтому, вполне неудивительно, что старый, потерянный и проигравший всем и вся Таджуддин, бывший некогда главой всех мусульман Европейской части СССР, вполне может решиться на экстравагантный, необдуманный или глупый шаг в поисках хоть каких-либо новых союзников или спонсоров.

P.S. Помните, в 2016 году российские муфтияты трясло из-за «грозненской фетвы», в которой практика суфизма признавалась нормативной для всего российского ислама? Тогда против муфтия ЧР активно выступил СМР в лице Равиля Гайнутдина и Мукаддаса Бибирсова.

Так вот, ни Гайнутдина, ни вообще какого-либо серьезного представителя ЦДУМ на той самой грозненской конференции не было.

И хотя появившиеся за последние годы суфийские общины в Поволжье преимущественно не имеют никакого отношения к орденами Северного Кавказа, неожиданный поворот Таджуддина к тарикату может быть элегантно использован кавказцами для усиления своих позиций на федеральном уровне.

Дворник казанского зоопарка, сформировавший мусульманский истеблишмент постсоветской России

«Если положить на одну чашу весов ученых Университета аль-Азхар, а на другую Заки абый, то мой остаз перевесит», — так любит говорить верховный муфтий России Талгат Таджуддин о своем первом наставнике.

28 марта мусульманская общественность отметит 120-летие со дня рождения Ахмадзаки (Заки хазрата) Сафиуллина (1896 — 1995).

«БИЗНЕС Online» вспоминает человека, благодаря которому был сформирован современный мусульманский истеблишмент татарского мира.

Талгат Таджуддин: «Если положить на одну чашу весов ученых Университета аль-Азхар, а на другую Заки абый, то мой остаз перевесит»

ПОСЛЕДНИЙ КРУПНЫЙ ТАТАРСКИЙ БОГОСЛОВ XX ВЕКА

Временно отчисленного из единственного в СССР медресе в Бухаре молодого парня Талгата Таджуддина и 71-летнего старца Заки бабая свел вместе Аллах в далеком 1966 году.

Будущему верховному муфтию России после неудачных попыток найти наставника рекомендуют обратиться к обычному прихожанину казанской мечети «Марджани» Ахмадзаки Сафиуллину.

Внешне ничем не выделяющийся и не производящий впечатление крупного мусульманского ученого седовласый бабай после уговоров соглашается учить у себя на квартире жадного до знаний 19-летнего юношу. На дворе эпоха развитого социализма с его атеистической политикой, поэтому уроки проходят негласно.

По легенде, парень изучает арабский язык. Как любил повторять на закате жизни сам Заки хазрат, Талгат был его первым за 40 лет и самым способным учеником. За один год интенсивного обучения он смог освоить столько материала, сколько остальные шакирды наставника будут с трудом брать за пять-шесть лет.

В дальнейшем жизнь у Талгата Таджуддина наладится. Его восстановят в Бухарском медресе «Мир-Араб». Но на каникулах, даже блестяще окончив духовное училище и служа имамом мечети «Марджани», он продолжит ходить на уроки к своему остазу.

Читайте также:  Джабраи́л (Джабраиль, Джибриль) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

В 1973 году имама казанской мечети, впервые при советской власти, приглашают на учебу в авторитетнейший исламский вуз мира — египетский Университет аль Азхар в Каире, с дипломом которого он через пять лет возвращается в Казань.

«Если положить на одну чашу весов ученых Университета аль-Азхар, а на другую Заки абый, то мой остаз перевесит», — так Таджуддин оценивал уровень знаний своего наставника.

Между тем в 1980 году 31-летнему единственному в Советском Союзе обладателю диплома аль-Азхар предлагают возглавить ДУМЕС — духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири. После неоднократных попыток отказа Заки хазрат на правах наставника приказывает будущему муфтию: «Ты ведь мой первый ученик.

За 70 лет никто еще от нас не отучился в Каире. Аллах дал тебе эту возможность. Как ты смеешь отказываться? Если не согласишься — буду считать тебя дезертиром, сбежавшим с поля боя. Не противься! Это удел Всевышнего».

Габдулла Галиуллин и Ахмадзаки Сафиуллин

Вняв гласу остаза, вот уже 35 лет Талгат Таджуддин в Уфе возлавляет муфтият, хотя и под разными названиями. Своего наставника он вернул к активной духовной деятельности, назначив имамом казанской мечети «Марджани».

Позже Ахматзаки Сафиуллина избрали главным казыем (шариатским судьей) ДУМЕС СССР. Благодарный ученик до сих пор не забывает Заки бабая. В кабинете верховного муфтия наподобие православной иконы висит портрет остаза.

К его краям Талгат хазрат прикалывает все свои ордена и медали как дань уважения первому учителю.

Талгат Таджуддин (в центре) и Ахмадзаки Сафиуллин (справа)

ОН СТАЛ НАСТАВНИКОМ ЕЩЕ БУДУЧИ РЕБЕНКОМ

Между тем было бы неточно назвать Таджуддина первым учеником Ахмадзаки Сафиуллина. Свою «преподавательскую деятельность» он начал еще учеником младшего класса медресе деревни Кизляу.

Родился будущий наставник татарских имамов в селе Кульбай-Мараса ныне Нурлатского района РТ 28 марта 1896 года в многодетной крестьянской семье. Рано остался без отца. Несмотря на трудности, мать, видя большое стремление сына к учебе, отправляет его на учебу в медресе за 50 верст от родного дома.

Там он показывает свои незаурядные способности в освоении шариатских дисциплин. Ему даже было позволено, в виде исключения, обучаться бесплатно. Взамен Заки сам преподавал младшим курсам.

Вообще, медресе Кизляу конца XIX — начала XX веков было одним из сильнейших мусульманских учебных заведений Российской империи, уровень знаний в котором был намного выше, чем в современных богословских центрах исламского мира.

Между тем блестящему выпускнику медресе Кизляу недолго довелось служить имамом мечети в родной деревне Кульбай-Мараса. В начале XX годов, опасаясь репрессий, он был вынужден покинуть родные края и бежать в Среднюю Азию.

Только через 10 лет Ахматзаки Сафиуллин вместе с семьей вернулся в Казань, где мистическим образом, а Заки хазрат придерживался суфийских взглядов, Господь после недель мытарств помог своему рабу. Он любил часто вспоминать, как, сидя на лавке, после неудачных попыток найти работу ему привиделся «ак киемле карт» (тат.

старец в белом одеянии), который перед тем, как исчезнуть, сказал: «Бар батан бакчасына. Сине анда көтәләр» (тат. Иди в ботанический сад, там тебя ждут). Порасспросив прохожих, он находит зоопарк, где было вакантно место дворника и предоставлялось служебное жилье.

Вплоть до выхода на пенсию он трудился в ботаническом саду Казани дворником, бондарем. Мастерски изготавливал бочки. Тихо ходил в единственную в столице ТАССР мечеть. После встречи с Таджуддином обучал и других мусульман.

У Заки хазрата обучались руководители ДУМ многих регионов страны, в том числе муфтий Татарстана (1998 — 2011) Гусман Исхаков

ГУСМАН ИСХАКОВ: «СРЕДИ ТАТАР ДО СИХ ПОР НЕТ ЗНАТОКА ЛИТЕРАТУРНОГО, КОРАНИЧЕСКОГО АРАБСКОГО ЯЗЫКА, КАКИМ БЫЛ ЗАКИ ХАЗРАТ»

У Заки хазрата обучались председатель союза муфтиев России Равиль Гайнутдин, первый муфтий Татарстана Габдулла Галиуллин, мухтасиб Казани Мансур Джалялетдин, многочисленные имамы РТ, других областей РФ, руководители ДУМ многих регионов страны. В числе них муфтий Татарстана (1998 — 2011) Гусман Исхаков.

— Я познакомился с ним начале 1970-х. Еще до службы в армии. Брал у него уроки по сарфу (морфологии) и наху (грамматике) арабского языка, который он знал в совершенстве.

Среди татар до сих пор нет знатока литературного, коранического арабского языка, каким был Заки хазрат. Талгат хазрат был первым, кто так возвысил нашего общего наставника. Мы всегда будем помнить Заки хазрата.

Каждый раз, когда воздаем молитвы за ушедших в мир иной близких, упоминаем и любимого остаза. Да будет его душа вечно пребывать в Раю!

Один из последних учеников Заки хазрата — муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбир Крганов (фото: rosmuslim.ru)

ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРОПОВЕДИ МОЖНО БЫЛО УСЛЫШАТЬ ЖУЖЖАНИЕ МУХИ

Ахматзаки Сафиуллин был непревзойденным оратором.

Как вспоминает один из последних его учеников муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбир Крганов, он, будучи шакирдом казанского медресе имени 1000-летия принятия ислама, приходил в мечеть «Марджани» для уточнения освоенных в учебном заведении знаний. Больше всего муфтия восхищали ораторские способности Заки хазрата.

— Я первый раз услышал его проповедь в 1989 году, когда нас, школьников из села Шыгырдан Чувашской Республики, привезли на экскурсию в Казань, в мечеть «Марджани». Мы были зачарованы его манерой говорить. Ясно, четко, без лишних слов. Во время проповеди в мечети стояла такая тишина, что можно было даже услышать жужжание мухи.

Говорил он о сложных вещах весьма простым, понятным всем языком. За словом в карман не лез. Так, однажды у Заки хазрата спросили, можно ли мусульманину носить шляпу, это ведь еврейский головной убор. На что мулла-острослов пошутил: «А вы хотели бы, чтобы мусульмане вместо шляпы одевали на голову лапти?» Таких примеров множество.

Крганов называет своего наставника последним хранителем дореволюционной татарской богословской школы, традиционного ханафитского мазхаба.

Своего внука Марата Сафиуллина Заки хазрат хотел видеть муллой

КТО НАУЧИЛ ГЛАВНОГО НАЛОГОВИКА ТАТАРСТАНА МАРАТА САФИУЛЛИНА ЧИТАТЬ КОРАН ПО-АРАБСКИ?

У Заки хазрата много учеников из современного мусульманского истеблишмента, но он не смог оставить наследника, продолжившего бы его дело.

Своего внука, ныне руководителя управления федеральной налоговой службы по Республике Татарстан Марата Сафиуллина он хотел видеть муллой.

И это была заветная мечта великого богослова, исламского мистика, имама центральной мечети Советского Союза. Вот так вспоминает деда сам главный налоговик Татарстана.

— Он был очень умным человеком. Строгий, суровый, но очень справедливый. Искренне служил Всевышнему. Помню, в школе нам сказали, что бога нет, ведь в СССР была политика атеизма. Я передал это деду. Услышав это, с ходу он влепил мне такую пощечину… Успокоившись, сказал, чтобы я больше так не говорил.

Мол, подрастешь, сам поймешь истину. Когда ночевал у давати (тат. дедушка), видел, как он ночами читал литературу, готовился к проповеди. Был системный человек. Жил мечетью. Любил своих детей. Помогал моему отцу материально. Давал деньги на покупку автомобиля.

Например, «Жигули» стоили тогда 5 тысяч рублей, дедушка оплатил более половины этой суммы.

К слову, зарплата имама в СССР была довольна большая. Так, мулла в мечети «Марджани», по словам первого муфтия Татарстана Габдуллы Галиуллина, получал порядка 400 рублей.

Фантастическая сумма с учетом того, что буханка хлеба стоила 16 копеек, а проезд в троллейбусе был в четыре раза дешевле. Но, как говорит главный налоговик республики, Заки хазрат был равнодушен к деньгам. Его главным стремлением было служение исламу.

Своего внука он хотел видеть священнослужителем. Вообще хотел, чтобы в роду были продолжатели его дела.

Ахмедзаки хазрат Сафиуллин иГабдельхабир хазрат Яруллин

— Он хотел отправить меня в Бухару, на учебу в медресе. Но я видел себя экономистом, так как учился в школе на одни пятерки. После того, как я сказал ему об этом, давати благословил меня.

Сказал, чтобы я не никогда не забывал Аллаха, — вспоминает успешный внук своего деда. — Я не стал муллой, но зато дедушка научил меня чтению Корана на арабском языке.

Что касается намаза или обязательного поста в месяц рамазан, давати никогда не заставлял совершать обряды. Считал, что человек сам должен прийти к этому.

Похоронили наставника множества татарских имамов на Ново-Татарском кладбище в столице Татарстана

Заки хазрат ушел из жизни в возрасте 99 лет. Был похоронен 2 июня 1995 года в священный для мусульман день — пятницу. Заупокойную молитву (джаназа) совершил над ним любимый ученик — верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Похоронили наставника множества татарских имамов на Ново-Татарском кладбище в столице Татарстана.

Ежегодно казанское высшее мусульманское медресе имени 1000-летия принятия ислама в первую субботу мая проводит мероприятие под названием «Остазларның кадерен бел, остазларның каберен бел» (тат.

Цени наставника, когда он еще жив, не забывай его могилу после кончины). Шакирды медресе и гости со всей России воздают мольбы Всевышнему об упокоении душ остазов, похороненных на кладбище.

И один из первых, кого вспоминают мусульмане, — это Ахмадзаки Сафиуллин. Последний крупный татарский богослов прошлого века.

Фарид Шагидуллин

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *