Хатуна́ (Хатын, Хатун) (тюркск.) — значение женского мусульманского имени

Хатун (перс. خاتون ‎ — Khātūn, тур. Hatun , монг. хатан ) — женский титул, аналогичный мужскому титулу «хан», широко использовавшийся в Тюркском каганате и Монгольской империи. Приблизительно соответствует западным титулам «императрица», «царица», «королева».

Как и многие другие титулы, получившие распространение в тюрко-монгольском мире, титул «хатун» происходит из другой (индо-европейской) языковой группы, и имеет согдийское происхождение [1] [2] [3] .

Перед проникновением ислама в Центральную Азию титул «хатун» носила царица Бухары. Согласно «Энциклопедии ислама»: [2]

Хатун — титул согдийского происхождения, носимый жёнами и родственницами [ханов] Ашина и последующих тюркских правителей.

Выдающиеся хатун

См. также

Примечания

  1. Carter Vaughn Findley, «Turks in World History», Oxford University Press, 2005, p.

    45: «… В тюркской государственной структуре использовалось множество элементов нетюркского происхождения […] как, например, в случае с титулами „хатун“ […] или „бек“ […] оба термина имеют согдийское происхождение и до сих пор широко используются в турецком языке…»

  2. 12 Fatima Mernissi, «The Forgotten Queens of Islam», University of Minnesota Press, 1993. pg 21: «… „Хатун“ — титул согдийского происхождения, носимый жёнами и родственницами… последующих тюркский правителей…»
  3. Leslie P. Peirce, «The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire», Oxford University Press, 1993. pg 312: «… О титуле „хатун“ см.: Бойль. „Хатун“, 1933., согласно ему, титул, — согдийского происхождения, носимый жёнами и родственницами различных тюркских правителей…»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Хатун» в других словарях:

хатун — супруга Словарь русских синонимов. хатун сущ., кол во синонимов: 2 • супруга (17) • титул … Словарь синонимов

  • Хатун — Притон … Словарь криминального и полукриминального мира
  • Мавзолей Момине хатун — Мавзолей Мавзолей Момине хатун азерб. Mömünə xatun türbəsi … Википедия
  • Сара-хатун — Сара хатун … Википедия
  • Бабаджи хатун — Памятник усыпальница Мавзолей Бабаджи хатун каз. Бабажы қатын кесенесі … Википедия
  • Гробница Момине хатун — Гробница Момине хатун … Википедия
  • Мавзолей Момина Хатун — Гробница Момине хатун Гробница Момине хатун … Википедия

  Что значит если у кота воняет изо рта

Михри-хатун — (тур. Mihrî Hatun; ок. 1456, Амасья ок. 1514, Амасья) турецкая поэтесса, «османская Сапфо» (по выражению востоковеда Хаммер Пургшталя). Михри хатун была дочерью кадия Амасьи, увлекавшегося стихосложением. Большую часть жизни Михри провела в… … Википедия

Майян Хатун — Мира Майян Хатун в 1945 году Мира Майян Хатун или Мэйян Хатун (курд. Meyan Xatûn; род. 1873/1874, Баедр[1], Османская Империя ум. 1957 … Википедия

Деспина-хатун — женское имя титул из совмещённых титулов: греческого деспина (греч. Δέσποινα) женский род от слова деспот с дополнительной коннотацией с мифологическим персонажем под тем же именем, и монгольского хатун (qatun) госпожа. Известны следующие… … Википедия

Источник

Значение слова «хатун»

Хатуна́ (Хатын, Хатун) (тюркск.) - значение женского мусульманского имени

  • Хатун (перс. خاتون‎ — Khātūn, тур. Hatun, тат. хатын, монг. хатан) — женский титул, аналогичный мужскому титулу «хан», широко использовавшийся в Тюркском каганате, Монгольской империи и Османской империи. Приблизительно соответствует западным титулам «императрица», «царица», «королева».
  1. Как и многие другие титулы, получившие распространение в тюрко-монгольском мире, титул «хатун» происходит из другой (индоевропейской) языковой группы, и имеет согдийское происхождение.
  2. Перед проникновением ислама в Центральную Азию титул «хатун» носила царица Бухары. Согласно «Энциклопедии ислама»:
  3. После создания в Османской империи титула валиде (мать султана) так называли наложниц.

Хатун

1. женское имя ◆ Мать Анаит, — сказал Торгом, — титанида Хатун зовет меня к себе. Литературная Армения, Выпуски 2-4, «2000»

Делаем Карту слов лучше вместе

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ссуда (существительное):

Источник

Как у османов появился титул «хатун»

Привет! Какое-то время тому назад на мой канал, точнее на эту статью, стали переходить из поиска по запросу о значении слова «хатун». Поэтому я решила попробовать разобраться с этим вопросом.

В книге Бруно Де Никола «Женщины в Монгольском Иране. Хатун 1206-1355» есть следующая информация о происхождении этого титула:

Монгольские армии не просто проходили через завоёванные территории как кочевые племена до них. Они приходили, чтобы остаться, а их жёны и дети верно следовали за армией, чтобы обустроиться на новых землях.

Тех женщины, что принадлежали к высшему классу и были замужем за членами семьи Чингизидов, начали называть почётным титулом хатун ( хаватын — множественное число).

Так подчёркивался их особый статус и признавалось единство с правителем, так они обособлялись от других женщин при дворе правителя, например наложниц. Само слово имеет неясное происхождение, возможно оно пришло из тюркского (или даже из согдийского) языка.

Оно широко использовалось в средневековых персидских и арабских источниках в значении «леди» или «женщина благородного происхождения», причём задолго до появления монголов в Центральной Азии в 13-м веке.

Турецкая «Исламская энциклопедия» ( İslâm Ansiklopedisi) приводит два возможных варианта происхождения слова хатун :

  1. Из согдийского (одного из языков Восточной Персии: Согд — название местности по реке Зеравшан, где находятся города Самарканд и Бухара);): ḫwt’yn / ḫwātūn — королева;
  2. Слово произошло от kağatun (производное от кагана), как утверждается, существовало в самые ранних тюркских языках.

  Что значат масти игральных карт

В доисламских тюркских государствах хатун могли иметь право голоса в государственных делах например, жена Модэ, основателя империи Хунну. Другие примеры женского правления есть в истории Тюркского Каганата и у уйгуров. В средневековом Караханидском государстве (943-1212гг) женщин при дворе правителя называли Кунджуй или Катун кунчуй (кунджуй менее почётно).

У тимуридов вместо хатун использовался титул бегум , позже это распространилось в Индию и Пакистан. Точно так же как биби — ещё одно название знатной дамы.

Источник

Словарь титулов «Великолепного века»

  • Здравствуйте, дорогие читатели и гости моего канала.
  • Сегодня я расскажу вам о том, что именно означают некоторые «незнакомые» титулы в сериале «Великолепный век».
  • Гарем в османской империи — это не только наложницы, но и мать султана, его сестры, дети, все его женщины, а так же все, кто им прислуживал (служанки и евнухи).

И конечно самой главное в гареме была мать падишаха — валиде

Валиде султан — это самый высокий титул, которого вообще могла удостоиться женщина в османской империи. Первой его получила именно мать Сулеймана — Хафса Султан.

До нее матерей султанов величали более простым титулом — Хатун . Это уважительное обращение к женщине, синоним английского слова «Леди».

Так же в сериале мы часто слышим обращение калфа.

Калфа — это должность женщины, которая служит во дворце. Новые девушки должны были постараться, чтобы стать калфой.

Во времена Сулеймана в Османской империи появился новый женский титул Хасеки

Сулейман придумал его специально ради Хюррем, чтобы показать свое особенное отношение к ней. Хасеки занимала самое высокое положение среди всех наложниц гарема и получала комнаты, расположенные ближе всего к покоям султана.

Многие думают, что Хасеки — это значит жена. Но на самом деле это совершенно разные вещи. Хасеки — это любимая наложница султана , она может стать его женой, а может и не стать. А для того, чтобы называться женой, нужно было заключить с султаном официальный брак — никях.

  Что значит хонда фрид спайк

Источник

hatun

  1. 1 hatun
  2. hatun kişi — же́нщина
  3. 2 hatun

См. также в других словарях:

hatun — is. 1) Kadın 2) Bayan, hanım Emine hatun. 3) Eş, zevce 4) tar. Yüksek makamdaki kadınlara ve hakan eşlerine verilen unvan Bağdat hatun. Birleşik Sözler hatun kişi güzelhatun çiçeği … Çağatay Osmanlı Sözlük

Hatun — Khatoun Khatoun (mongol xatan), titre des princesses mongoles, féminin mongol de khan (mongol xaan). Le turc médiéval a créé la forme alternative khanoum, khanym, qui au départ signifie mon prince (cf. bégum à partir de beg : seigneur),… … Wikipédia en Français

HATUN — (C.: Havâtın) Kadın. Hanım. * Tar: Yüksek şahsiyetli kadınlara veya hakan eşlerine verilen ünvan … Yeni Lügat Türkçe Sözlük

Hatun Sürücü — Hatun Aynur Sürücü (* 17. Januar 1982 in Berlin; † 7. Februar 2005 ebenda) war eine Deutsche kurdischer Herkunft, die einem sogenannten Ehrenmord zum Opfer fiel. Sie wurde an einer Bushaltestelle in Berlin Tempelhof durch mehrere Kopfschüsse… … Deutsch Wikipedia

  • Hatun Quilla — (Куско,Перу) Категория отеля: Адрес: Calle Meloc 458, Cusc 01 Куско, Перу … Каталог отелей
  • Hatun Wasi Hostel — (Huaraz,Перу) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Jr.Daniel Villayzan 268, 043 Huaraz … Каталог отелей
  • Hatun Sürücü — Hatun Aynur Sürücü (also spelled Hatin Sürücü; January 17, 1982 in Berlin – February 7, 2005 in Berlin) was a German Kurdish woman whose family was originally from Erzurum, Turkey. She was murdered at the age of 23 in Berlin, by her own youngest… … Wikipedia
  • Hatun Inti Machupicchu Hotel — (Мачу Пикчу,Перу) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: AV. Imprer … Каталог отелей
  • Hatun Pachamama — (Мачу Пикчу,Перу) Категория отеля: Адрес: Av Pachacutec n° 706, 084 Мачу Пикчу, Пер … Каталог отелей
  • Hatun Pachamama Inn — (Мачу Пикчу,Перу) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Calle Chaska tika N°109, 84 Мачу Пикчу, Перу Описание: Отель Hatun Pachamama Inn с бесплатным Wi Fi, рестораном … Каталог отелей
  • Hatun Samay — (Мачу Пикчу,Перу) Категория отеля: Адрес: Calle Kori Wakanki 401 Las Orquideas, 084 … Каталог отелей
  • Источник

«Кто такая Хатун в гареме и каковы её обязанности?» — Яндекс Кью

О полной иерархии женщин, живших в османском гареме средних веков, знают только узкие специалисты. Я же лишь озвучу перечень возможных статусов в гареме 16-18 веков, и расскажу обо всех статусах.

Сразу отвечу на вопрос, кто такая Хатун?

В гареме к женщине статуса от «джарийе» до «хазнедар» при обращении было принято добавлять слово «Хатун». Например: Айше Хатун. Это обращение к простым женщинам гарема.

Более уважительно обращались к женщинам статуса «Султан».

К женщинам, получившим статус «Султан» при обращении всегда добавляли это слово. Например: Хюррем Султан.

Итак, возможные статусы и иерархия женщин в гареме султана:

Джарийе (в ханском гареме — «бикеч») — считалась самой низкой ступенью иерархии. Каждая девушка, попавшая в гарем, получала именно этот статус, в начале своего пути. Здесь надо заметить, что большинство девушек так никогда и не повышали свой статус, даже проведя в гареме много лет.

Такой статус принадлежал самой простой рабыне-наложнице, официально принадлежащей гарему султана, с минимальным жалованьем. Такие наложницы даже не допускались к интимной близости со своим повелителем. Они никем не имели права командовать и управлять.

В их обязанности входила уборка в помещениях дворца, обслуживание тех, кто находился на более высоком положении в иерархической вертикали, выполнение различных мелких поручений. Это даже не были поначалу мусульманки, хотя впоследствии почти все они принимали Ислам.

Для джарийе устраивали в гареме курсы, обучение на которых длилось два или четыре года, в зависимости от того, в каком возрасте рабыня попадала в гарем. Наложниц обучали элементарным знаниям и навыкам. Они учились писать на османском языке, изучали прикладные дисциплины, к примеру, вышивание или игра на каком-то музыкальном инструменте. Начальная школа…

Калфа — так называли служанок, которые входили в обслуживающий персонал дворца. Это чаще всего были бывшие джарийе, получавшие и основное обучение, и дополнительное, которое нужно было для того, чтобы получить такой статус.

Они отличались от джарийе тем, что занимались уборкой помещений и обслуживанием привилегированных лиц в качестве профессиональной деятельности, а не как дополнительным занятием. Им платили повышенное жалованье, но интимных отношений с султаном при таком статусе у них по-прежнему не было.

Джарийе и калфы могли рассчитывать на замужество после того, как десять лет прослужат в гареме, если у них было такое желание. Их мужьями становились обычно очень успешные люди, и их дальнейшая жизнь была прилично устроена.

Бывали калфы трех разрядов. Их делили на младших, средних и старших, в зависимости от срока службы.

Кроме того, они обучали джарийе, и командовали только девушками этого статуса. Пчёлки… У самой главной калфы была даже небольшая власть. На должности Унгер-калфы во дворце был один человек, и получить ее было очень сложно. Еще более сложно было получить должность Хазнедар.

Уста — этот статус могли присвоить джарийе, прилежно закончившей весь период обучения, и в определенный момент своего нахождения в гареме она должна была стать образцово-показательной наложницей, не ставшей при этом обслуживающим персоналом, то есть калфой.

Уста получала увеличенное жалованье, благодаря данному статусу более талантливые и привлекательные наложницы выделялись среди рабынь, которых только что привозили, и они ничего еще не умели. Такие отличницы по боевой и политической… Носительницы статуса Уста становились кандидатками на право интимных отношений с султаном.

Только они могли двигаться дальше по карьерной лестнице.

Одалык — это следующая ступень после простых рабынь. Одалык мало чем отличается от уста, лишь своей меньшей удачливостью в интимной связи с Султаном, если она вообще была.

Одалык продолжали проживать в гареме на полном обеспечении, имели повышенное жалованье, если сравнивать с простой наложницей. Отличницы, но неудачницы… Затем их выдавали на сторону замуж, если они не совершали серьезных ошибок. Но ошибку могла совершить любая из наложниц.

Очевидно, у современного слова «одалиска» корень происходит от этого статуса.

Пейк — это вид наложницы, которая смогла приблизиться и стать помощницей обладателя одного из высших титулов. Это, по своей сути, доверенное лицо Хасеки, Валиде или Госпожи (Султанши) в гареме. Компаньонки…

Им платили очень хорошее жалованье, даже больше, чем у опытных калф. Пейк обязаны были уважать все остальные наложницы. Это был очень солидный статус, практически максимальная иерархия в гареме, которой могла добиться простая наложница, которая не имела отношений с Султаном.

Выше в этом плане была лишь Хазнедар.

Гёзде — этот статус считался первым реально серьезным, которого могла добиться рабыня, которой разрешили вступить в связь с султаном. Хотя бы даже на одну ночь. Чаще всего она до этого была устой (отличницей по боевой и политической).

После этого она превращалась в наложницу-фаворитку, и ей больше не поручали дела, которыми занимались в гареме остальные наложницы. У гёзде могли продолжиться отношения с султаном, что могло привести к получению более высоких титулов, если султан оставался к ним благосклонен, или они беременели.

Гёзде выделяли двух служанок, и отдельную комнату для каждой. Также следовало серьезное увеличение жалованья, и множество подарков от Султана.

К статусу гёзде стремилась каждая наложница, если она хотела оказаться на самом верху иерархии гарема, но лишь единицы смогли получить данный статус, хотя и с ним безоблачная жизнь никому не гарантировалась.

Икбал — это уже настоящая постоянная фаворитка султана, которая пользовалась благосклонностью господина в течение долгого времени, и с ней он проводил не одну ночь. Этим статусом награждали гёзде, забеременевших от Султана, но пока не родивших.

К таким наложницам было большее почтение, чем кгёзде, но если они теряли плод, дальнейшего пути в гареме у них уже не было. Их могли перевести в одалык, поэтому беременным нужно было быть очень осторожными. Для удобства икбал, их перемещали в более просторные удобные покои.

Им прислуживали несколько служанок, в два раза больше, чем у гёзде.

ГЛАВНЫЕ титулы женщин гарема.

Хазнедар — это статус главного казначея, или, как сказали бы сегодня, администратора гарема.

Это была правая рука и главная помощница Хасеки или Валиде. В зависимости от того, какой титул у действующей управляющей гаремом. Таким статусом во дворце одновременно мог обладать только кто-то один.

Хазнедар — это уникальный титул, даже беременные фаворитки султана ниже его по статусу.

Иногда бывшей калфе удавалось стать Хазнедаром, при удачном стечении обстоятельств, но чаще всего эта должность доставалась девушкам, имеющим статус одалык или пейк.

Должность Хазнедар была бессрочной, и если её получали, то могли обладать ей до смерти. Получение такой должности — это был единственный способ для продолжения работы в гареме даже в старости. Но в этом случае нужно было забыть о создании своей семьи.

Хазнедар имели возможность отказаться от должности, но тогда они оказывались на прежней ступени иерархии или вообще уходили на покой. Этот статус был гарантией дальнейшей безбедной жизни, потому что он гарантировал высокий престиж, хорошее жалованье, большое количество подарков.

Хазнедар общались с султанской семьей, и могли в дальнейшем рассчитывать на жизнь за стенами дворца на полном обеспечении. Хазнедар могла быть лишена своего статуса султаном или главой гарема, если она совершала серьезные ошибки. Ей на смену приходила более подходящая кандидатура.

Дальнейшая судьба уволенной Хазнедар была неизвестна, и это был довольно редкий случай. Впрочем, бывали ситуации, когда бывшая Хазнедар снова получала свою должность.

Кадын — так называли бывшую икбал, которая родила султану дочь. Иногда ею становилась бывшая госпожа, Султанша, потерявшая титул, из-за потери наследников мужского рода, но имевшая ребенка-девочку, приходившуюся дочкой или внучкой действующему Падишаху.

Султан (Госпожа или Султанша) — этот титул считался одним из высших, который мог быть присвоен женщине в османской империи. Перед тем, как начал править султан Сулейман, этот титул считался вторым среди женских титулов после Валиде.

Этот титул мог быть присвоен бывшей икбал, родившей сына, и его автоматически получали все дочери действующего султана. По одной версии, сестры и дочери султана, обладали данным титулом от рождения, но после замужества теряли этот титул. Но это утверждение не соответствует действительности.

Даже после замужества за сестрами и дочерьми султана сохранялся их титул, если у действующего султана не было возражений. Чаще всего так и происходило. Но вот ирония судьбы — у сестер и дочерей султана не было возможности получить более высокий титул, а у наложницы, родившей султану сына, была возможность стать по статусу Валиде или Хасеки.

Таким образом, женщины, носившие титул Султан по рождению, не занимались официальным управлением гаремом, а наложницы, которым удалось «дорасти» до высшей должности гаремом управляли. Единственным исключением была Михримах Султан, которая возглавила гарем Султана Сулеймана, своего отца. Она с 1558 года по 1566 управляла гаремом.

В восемнадцатом веке Османская империя пережила реформу, и все женщины гарема получили запрет на использование данного титула и аналогичной приставки к своему имени. Далее титул Султан в отношении женщин вообще был упразднен.

Хасеки является вторым титулом по старшинству после Валиде в Османской империи.

Его ввел Султан Сулейман в 1521 году для своей законной жены Хюррем Султан. Дочерям и сестрам Падишахов не полагалось получать данный титул, и их положение в иерархии гарема было ниже. Хасеки получала жалованье, равное примерно 30 тысяч акче в месяц.

Этот титул был уникален: его нельзя было отчуждать, независимо от пола детей, количества живых наследников, возраста обладательницы титула, ее местонахождения. Его нельзя было потерять даже из-за должностных изменений членов династии (смены султанов, например).

Первые сто пятьдесят лет существования этого титула в гареме, в каждый момент времени, была только одна Хасеки. Только в конце восемнадцатого века сразу несколько наложниц смогли получить от султана такой титул, поэтому его обладательницы были в то время менее влиятельными и имели меньшие возможности.

Хасеки получали лучшие ткани, меха и драгоценности, а их покои чаще всего находились рядом с покоями Валиде; также они имели большой штат прислуги и получали большое жалование: так, хасеки Мурада III Сафие получала жалование в размере 100 акче в день.

Кроме того, в случае смерти султана Хасеки продолжали получать выплаты из казны. Известные в разные времена Хасеки: Гюльнуш Султан, Телли Хасеки, Кёсем Султан, Сафие Султан, Нурбану Султан, Хюррем Султан.

Валиде (Валиде Султан) — в Османской империи не было более высокого титула для женщины. Впервые он был присвоен Айше Хафсе Султан — матери Сулеймана Великолепного.

Такой титул наложница могла получить только когда ее сын получал титул Султана.

Данный титул присваивали бывшей наложнице пожизненно или до той поры, пока действующим Султаном был ее сын. В ведении Валиде было управление гаремом. Она пользовалась большим уважением и влиянием как во дворце, так и за его пределами, активно вмешиваясь в государственные дела. Этот титул имели все великие наложницы знаменитого Женский Султаната.

Это небезызвестные — Турхан Султан, Кёсем Султан, Сафие Султан, Нурбану Султан. Эти четыре женщины были самыми известными носительницами данного титула. Всего же данный титул во времена османской империи присваивали двадцати трем женщинам.

Валиде-султан имели доход (башмалык) с султанских земель в различных частях империи, владели летними и зимними поместьями, а также получали подарки от османской знати и иностранных государств. Делами валиде-султан за пределами дворца управляли Бабюссааде агалары (главы белых евнухов).

Валиде-султан вкладывали значительные капиталы в вакуфы(фонды), учреждённые ими в Стамбуле, Мекке, Медине и Иерусалиме. За вакуфами следил Дарюссааде агасы (глава чёрных евнухов).

Гаремом можно было управлять и не имея титула Валиде, то есть ещё при муже-султане. Так, в 16-ом веке гаремом султана дольше всех управляла Хасеки Хюррем Султан, никогда не носившая титул Валиде (она умерла ещё при жизни мужа, не застала правление сына). Она управляла гаремом Сулеймана двадцать четыре года.

Такая строгая иерархия помогала поддерживать в гареме, в этом женском царстве, хоть какую-то дисциплину. Хотя всё-равно нередко случались «войны» и «катастрофы» разного масштаба.

О языке, титулах и обращениях

turan_shahteylaБыло несколько вопросов на эту тему, и мне показалось, что  проще написать для интересующихся один поясняющий пост. Подчеркиваю, это не значит, что должно быть так и только так. Это, скорее, информация к сведению, как оно может быть.

1. В государстве Великих Сельджукидов государственным и литературным языком был персидский. Им пользовалась местная администрация, на нем писались литературные сочинения. В некоторых отраслях науки, образования и юриспруденции употреблялся арабский язык. Нет сведений о роли языка огузов (тюркского) в жизни сельджукского государства.

 Мусульманские богословы и правоведы писали по-арабски, поэты — по-персидски. Иранские богословы и поэты окружали уже султана Кылыч-Арслана и его сыновей, один из которых даже носил персидское имя Кей-Хюсрев. … Таким образом, культурную жизнь тюрок Малой Азии обслуживал в большей степени персидский, и в меньшей — арабский язык.

 По-тюркски говорил народ, и то преимущественно за пределами городов. Города по составу были разноплеменными. Горожанам, как и тюркской аристократии, было чуждо абсолютно все тюркское.

(с) В.Г. Гузев «Староосманский язык»

2. В виду того, что письменных источников от сельджуков осталось крайне мало, сведений об их обычаях у нас также немного. Чтобы облегчить всем жизнь, предлагаю пользоваться раннеосманскими титулами и обращениями, которые в общем-то —  сплав персидских, арабских и тюркских слов. Просто они нам привычнее, о них мы все немного, да слышали. Например:

Хазретлери — его/ее величество/высочество

Султан, падишах, хюнкяр, хан — про султана. Пример: Султан Алпарслан-хан хазретлери — его величество  султан Алпарслан.

Шехзаде  хазретлери —  обращение к наследнику. Шехзаде Рукнаддин хазретлери — Его высочество «царевич» Рукнаддин

Визирь — титул главных министров и высших сановников

Паша — высокий титул в политической системе. Пашами именовались поначалу губернаторы и генералы, потом — любое высокопоставленное лицо. Используется и как почетный титул, равен «сэру» или «господину». Хайдар-паша или просто «пашам» — мой паша, мой господин

бей — господин. Военное и административное звание. Бей — вождь, возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске. Постепенно стало вежливым обращением к уважаемому лицу. Пример: Кадир-бей

ага — титул военачальников, а также некоторых глав начальников групп придворных слуг, состоявших на жаловании . Также слово «ага» во означает «старший брат», либо «дядя». Кираз-ага

эфенди — уважительное «господин». Вежливое обращение к знатным особам вплоть до султана, ко всем грамотным гражданам. Вообще, «эфенди» — офицерское звание, соответствующее лейтенанту. Салим- эфенди.

По нисходящей — паша, бей, ага, эфенди

ханым эфенди  — уваж. «госпожа».  Пример: Лейла-ханым или ханым-эфенди. «Ханым-эфенди, разрешите войти»?

Хатун — знатная женщина, обращение к придворным дамам. Пример: Зелиха-хатун

Муфтий — мусульманский духовный чин, богослов-правовед, имевший право выдавать фетву, т. е. юридическое заключение, придающее законную силу или объявляющее незаконным те или иные действия властей. Великий муфтий, или шейх-уль-ислам, считался главой мусульманской общины.

Челеби — советник, духовное лицо у мусульман. Также называли престолонаследников, князей, принцев: Эвлия-челеби

  • кади — судья по законам шариата или в более широком смысле
  • хаджи — человек, совершивший хадж
  • джарийе — все девушки, попавшие в гарем, низшая ступень

Немножко про гарем для ознакомления с системой и нравами 🙂

калфа — служанка из персонала дворца, бывшая джарийе. На связь с султаном рассчитывать уже  не могла.

Уста — прилежно отучившаяся весь срок обучения джарийе. Именно среди уста выбирали кандидаток на иотношения с султаном и дальнейшее возможнео продвижение по карьероной лестнице.

Гёзде — бывшая уста, женщину, которую приметил султан и провел с ней хотя бы одну ночь

  1. Икбаль — наложница, ставшая постоянной фавориткой султана
  2. Хазнедар — казначей и администратор гарема
  3. Кадын — бывшая икбаль, которая родила султану только дочь, или у которой умерли сыновья

Султан — бывшая икбаль, у которой рождался сын. А также все дочери и сестры падишаха, которые не могут подняться выше этого титула.

Хасеки — неотчуждаемый титул любимой жены султана

Валиде, валиде султан  — высший женский титул. Этот титул наложница получала, если ее сын официально становился следующим султаном.Валиде управляла гаремом.

3. Крайне употребительные и атмосферные словечки

Машалла — знак изумления, радости, хвалы и благодарности богу и смиренного признания, что все происходит по воле аллаха. Фраза-оберег при произнесении похвалы, одобрения, восхищения. Аналог

«Слава Богу!», «Молодец!». «Машалаа, какой у вас красивый ребенок», «Будьте счастливы, машалла!»

Иншалла — если Бог пожелает, если есть на то божья воля. Сопровождает высказывание о планах или событиях. Выражает надежду на исполнение задуманного.  «Бог даст!», «С Божьей помощью!» «Иншалла, все у вас получится», «Не переживай — иншалла, она приедет»

Шахиня Хорезма Туркан-Хатун

Имена женщин-повелительниц народов и государств встречаются в истории редко. Особенно бедны женскими именами летописи Востока. Отмечены лишь единицы женских имён, и то в образе матери, супруги или дочери такого-то правителя.

Но вот об одной из женщин, представительнице династии могущественных правителей Хорезма XII-XIII веков, супруге хорезмшаха Текеша и матери последнего шаха Мухаммеда Туркан-Хатун источники говорят достаточно обстоятельно, чтобы разглядеть за давностью лет личность яркую и самобытную.

Эта волевая, решительная женщина, обладающая недюжинным умом, властным и неустойчивым характером, заставила говорить о себе многих государей того времени: атабеков Азербайджана, правителей Ирака и сельджукидов Рума. Даже владыка мусульман халиф Багдада Назир знал о ней. Писал ей письма и покоритель всего Востока Чингисхан.

Государство Хорезм быстро усилилось в конце XII века, в период правления шаха Текеша (1180–1200).

Ему удалось за короткий срок захватить обширные территории (в том числе низовья Сырдарьи и полуостров Мангышлак), где находились важные торговые пути и города.

Здесь же шах Текеш вступил в союз с тюркскими племенами кипчаков, пригласил их к себе на службу, дав ряд важных государственных и военных постов.

Одновременно он женился на дочери кипчакского хана Джанкиша Туркан-Хатун из племени баят. По другим источникам она происходила из племени канлы, и была дочерью кыпчакского хана Аркана (Кырана?). Вместе с ней на службу в Хорезм перешла большая группа тюркско-кипчакских племен (канлы, карлуки, уграки, уранийцы и другие). Сама молодая жена заняла главенствующее положение в гареме Текеша.

Вскоре оказалось, что большинство высших военных постов в Хорезмском государстве стали занимать люди, пользовавшиеся неизменной поддержкой Туркан-Хатун.

Свой властный, мстительный характер шахиня проявляла неоднократно. Полную волю своему нраву она дала после смерти супруга в 1200 году, когда шахом Хорезма был провозглашен ее сын Мухаммед. Он занимал престол около двадцати лет, вплоть до гибели государства в 1220 году.

Туркан-Хатун (теперь уже мать правителя Хорезма), проявила решительность и государственный ум, став организатором обороны столицы государства города Гурганджа (Ургенч) в 1204 году, когда тот был окружен неприятелем. Она издает указ о всеобщем вооружении горожан и организации обороны, в результате чего 70 тысяч ополченцев отстояли город.

Проявила она характер, когда ее внучка Хан-Султан была в 1210 году выдана замуж за правителя Самарканда, султана Османа. По настоянию Теркен-Хатун, в течение года султан Осман безвыездно находился при дворе хорезмшахов – «таков обычай», заявила она. А пока правитель Самарканда был фактически заложником Туркан-Хатун, в государстве происходили интересные события.

За этот год владетель Отрара Билге-хан, брат султана Османа, был смещён, сослан в ссылку и позже, через два года, убит.

На его место был поставлен родственник Туркан-Хатун, защитник Отрара 1219 года, Инальчик Каир-хан. С именем Каир-хана связаны трагические страницы осады и гибели Отрара от войск Чингисхана.

Вскоре, в 1212 году, не без участия и воли Туркан-Хатун, был убит и сам султан Осман.

 По мере того, как сын Мухаммед взрослел и пытался выйти из-под опеки матери, та старалась укрепить свои личные позиции. Когда наметился разрыв между шахом Мухаммедом и его властолюбивой матерью Туркан-Хатун, которая по своему усмотрению назначала и смещала высших государственных чиновников, последняя практически на все важные посты посадила своих родственников.

Вскоре и хорезмшах Мухаммед оказался в подчинении у своей матери. Указы шаха нередко отменялись и заменялись указами Туркан-Хатун.

Один из источников того времени (летописец ан-Насави) по этому поводу пишет: «…хорезмшах не противоречил своей матери ни в малых делах, ни в больших… из-за того, что большинство эмиров государства были из ее рода».

А хронист Джувейни добавляет, что Туркан-Хатун имела власть не только над самим шахом Хорезма, но и распоряжалась финансами и отдавала приказы высшим сановникам и эмирам государства. И повеления ее были обязательны для исполнения!

Теперь перед ее именем становилась приставка-лабак «Властительница Мира Туркан-Хатун», а ее личная печать для указов (тугра) имела следующую надпись: «Защитник Мира и Веры Великая Туркан, Владычица женщин обеих миров». Ее девизом в жизни было: «Ищу защиты только у Аллаха!»

Пытаясь выйти из-под влияния властной шахини, хорезмшах Мухаммед перенес столицу государства в город Самарканд. Теперь в Гургандже (Ургенче) осталась властвовать его мать Туркан-Хатун.

Она имела свой штат управления – чиновников, войска и обширные подчиненные территории, с которых взимались налоги и на которые распространялись ее указы.

Сложилось своеобразное «двоевластие», серьезно ослабившее государство Хорезм перед нашествием войск Чингисхана.

Вскоре разрыв между матерью и сыном стал еще большим. Если во время службы у Мухаммеда перед ним, во время торжественных выходов, несли четыре копья (символы власти), то теперь в Хорезме по приказу Туркан-Хатун – восемь!

Хорезмшах Мухаммед мог только негодовать, глядя, как мать унижает его – законного правителя Хорезма и ее собственного сына. По этому поводу летописцы отметили, что «Султан-завоеватель, подчинивший могущественных владык и унизивший людей из рода Хосрова (правители Ирана), оказался не в силах утолить свой гнев против одного из своих слуг».

Сила власти шахини проявилась еще в одном очень важном государственном акте – определении наследника престола. По существующей традиции им должен был стать старший сын шаха Мухаммеда, Джелал-ад-Дин Манкбурны.

Но Туркан-Хатун организовала дело так, что по ее настоянию и воле наследником престола «шахиншахов Великого Хорезма» был назначен третий по возрасту сын Мухаммеда, Узлагшах. А дело все в том, что матерью его была женщина одного с Туркан-Хатун рода и племени.

Шахиня укрепляла свою личную власть, не понимая, что тем самым она ослабляет Хроезмское государство накануне великих испытаний. Фактически ее действия показали всем окрестным правителям, что существуют серьезные разногласия в высшей среде власти Хорезма.

К этому времени уже сложилось государство монголов, Чингисхан захватил Сибирь, Алтай, Китай, Восточный Туркестан; его отряды вторглись в Семиречье, и подошли к границам Хорезма. Становилось совершенно очевидным, что столкновение двух могущественных государств Восток было неизбежным.

Правда, обеими сторонами делались попытки наладить мирные торговые отношения, и даже произошел обмен торговыми караванами. Например, в пограничный хорезмский город Отрар в 1218 году прибыл монгольский караван из 500 верблюдов и 450 купцов.

Однако по приказу хорезмшаха и наместника Отрара Инальчика Каир-хана (двоюродного брата Туркан-Хатун по женской линии), караван был разграблен, а купцы перебиты.

Эта трагедия, вошедшая в историю под названием Отрарской катастрофы, послужила поводом для начала войны Чингисхана с Хорезмом.

Весной 1219 года более чем 200-тысячная армия монголов вторглась в восточные владения Хорезма и осадила Отрар. Перед вторжением Чингисхан отправил шаху Мухаммеду письмо, в котором осуждал разграбление каравана и потребовал выдать монголам виновников этого происшествия.

Однако на высшем совете Хорезхма было решено не выдавать монголам Инала (Каир-хана), так как большая часть воинов и эмиры высоких рангов были родней Иналу и Туркан-Хатун. Посла монголов Ибн Кафраджа-Богра и его спутников было решено убить.

Вскоре монголы захватили Бухару, Самарканд, Отрар и другие крепости по Сырдарье и в Мавераннахре. Оставался крупный последний пункт Хорезма, столица государства город Гургандж.

Шах Мухаммед в это время в панике бежал от монголов. После нескольких месяцев скитаний, покинутый всеми, он высадился на один из пустынных островов Каспийского моря, где вскоре и умер в 1220 году, всеми забытый.

Туркан-Хатун в начале 1220 года еще находилась в столице. Сюда на ее имя было доставлено письмо Чингисхана, в котором он предлагал сдать город и прекратить сопротивление, за что обещал вознаграждение.

Но гордая правительница Хорезма решила спастись от монголов бегством. Она тайно покинула Гургандж, погрузив на караван сокровища шахской казны, захватив также жен и детей своих близких родственников. Предварительно по ее приказу в Амударье утопили 26 человек заложников – все они происходили из знатных правящих династий соседних стран и племен.

Караван, удачно пройдя пески пустыни Каракумы, остановился в крепости Илал. Но уйти от врагов не удалось, вскоре монголы пришли и сюда. После четырехмесячной осады город сдался.

Так «Защитник Мира и Веры Великая Теркен, Владычица женщин обеих миров» шахиня Хорезма Туркан-Хатун и ее близкие попали в плен. Дети членов правящей династии сразу же были убиты.

Трагична была последующая судьба бывшей шахини и «Владычицы женщин». Ее в числе других знатных людей Хорезма отправили с караваном пленных в столицу Монголии город Каракорум. Там они должны были прислуживать при дворе великого хана.

Но и на чужбине не забыла гордая дочь степей своих бывших врагов из шахского окружения.

Когда один из знатных пленников подготовил побег и предложил Туркан-Хатун бежать к ее старшему внуку Джалал-ад Дину, рожденному от другой шахской жены Ай-Чичек, который продолжал борьбу с монголами, она наотрез отказалась, заявив: «Прочь, пропади он вовсе! Как я могу опуститься, чтобы быть зависимой от милости сына Ай-Чичек? Даже плен у Чингисхана, и мое нынешнее унижение и позор для меня лучше, чем это!» Всеми забытая, но непокоренная Туркан-Хатун скончалась в далекой Монголии в 1233 году в нищете.

Такова судьба этой необыкновенной женщины, повелительницы могущественнейшего Хорезма. Сила власти ее была непререкаемой, а богатство и слава неописуемы.

Обладая сильным характером и волей, она добилась очень высокого положения в государстве. Жестокая и вздорная, неистовая и несгибаемая, она и в плену, в унижении осталась верна себе, несмотря на все превратности судьбы.

  • .
  • Лачин ХУММЕДОВА,
  • студентка Института международных отношенийМИД Туркменистана.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *