Джабба́р (Жаббар) (араб.) — значение мужского мусульманского имени

Ниже представлена диаграмма, наглядно показывающая характерные особенности имени Джаббар по нумерологическому расчету. Учтите, что с течением времени показатели характера могут меняться, как в большую сторону, так и в меньшую. Все это зависит от возраста, воспитания, социального уровня, материального благосостояния, и от многих других критериев.

Джабба́р (Жаббар) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Человек с именем Джаббар стремится быть лидером, достигать поставленных целей и проявлять самостоятельность. Он крайне редко проявляет снисходительность к чужим слабым местам, может отличаться завистливостью и выраженным максимализмом, желанием достичь удачи и успеха в любой своей деятельности.

Обычно Джаббар отличается сильным и очень выносливым характером, не любит перекладывать ответственность на других, но в некоторых случаях может проявить жесткость до жестокости, поэтому конкурировать с ним порой оказывается опасно. Чтобы избежать неприятностей в общении с ним, очень важно не показывать свои слабости и постараться проявлять больше самостоятельности в решениях.

Значение имени Джаббар в любви

Обладатель имени Джаббар редко стремится любви – в его отношениях важна страсть. Он будет добиваться только той цели, которая эффектна и недоступна. В семейной жизни такие люди могут быть верными, постоянными, но подстраиваться под их жесткие требования далеко непросто, именно по этой причине их часто терпят ради материальных благ, а не любят по-настоящему.

Значение имени Джаббар в карьере

Целеустремленность и стремление к наивысшему успеху – основные стремления таких людей. Обычно человек с именем Джаббар отличается такими качествами как смелость, решительность, умение отодвигать любые препятствия, умением не отступать, даже если далеко не все получается сразу.

Такие люди отличаются смелостью, лидерскими качествами и стремятся везде и во всем быть победителями, чем бы они не занимались – просто однообразная работа ради заработка не для них.

Подходящие профессии для имени Джаббар

Данный график содержит информацию о наиболее подходящих сфер деятельности, исходя из нумерологических особенностей имени Джаббар.

Джабба́р (Жаббар) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Достоинства

  • Смелость;
  • Решительность;
  • Лидерские качества;
  • Сила характера;
  • Целеустремленность;
  • Уверенность в себе;
  • Бойцовский характер;
  • Умение защитить себя и других;
  • Самостоятельность;
  • Трудолюбие.

Недостатки

  • Завистливость;
  • Самоуверенность;
  • Давление на окружающих;
  • Неуважение к людям;
  • Злоупотребление властью;
  • Чрезмерная требовательность;
  • Навязчивость;
  • Хитрость;
  • Коварство;
  • Мстительность и жестокость.

На изображении представлен график жизненной активности, при помощи которого вы сможете узнать свои самые важные жизненные периоды, на момент которых происходят ключевые события, влияющее на дальнейшую судьбу.

Джабба́р (Жаббар) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Имя Аллаха Аль-Джаббар (Могучий)

Джабба́р (Жаббар) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Дальше автор говорит:

وَقُلْ يَنْزِلُ الْجَبَّارُ فِي كُلِّ لَيْلَةٍ ‍

بِلَا كَيْفَ جَلَّ الْوَاحِدُ الْمُتَمَدَّحُ

  • И скажи: «Нисходит Могучий каждую ночь,» не задавая вопроса «Как?»
  • Ибо велико положение Единственного, Достохвального.
  • (Строфы из стихотворения «аль-Хаиййа» Абу Дауда)
  • Как вы поняли, речь в этих строфах идет о таком атрибуте Аллаха (пречист Он и возвышен), как нисхождение Всевышнего (нузуль), как говорит автор: «Скажи», — то есть «Скажи, о сунни (о приверженец Сунны)», тот, который держится за Коран и Сунну.

«يَنْزِلُ الْجَبَّارُ» – «Нисходит Могучий», то есть нисходит Всевышний Аллах на ближайшее небо каждую ночь, потому что об этом сообщил Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и приветствует), а он лучше знает о своем Господе, что Ему подобает.

Скажи то же самое, что сказал Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и приветствует), подтверди в отношении Аллаха (пречист Он и возвышен) такой атрибут, как «Нисхождение» (ан-нузуль). Этот атрибут – один из атрибутов действий.

Атрибуты делятся на 2 вида:

  1. атрибут сущности (сыфат затия);
  2. атрибут действия (сыфат фиълия).

Нисхождение — один из атрибутов действия. Аллах (пречист Он и возвышен) совершает нисхождение по Своей воле, когда пожелает. То есть атрибуты действия – это такие атрибуты, которые связаны с желанием Аллаха (пречист Он и возвышен), проявляются тогда, когда пожелает Аллах (пречист Он и возвышен).

По поводу атрибута нисхождения до нас дошло множество хадисов, которые переданы многочисленными путями передач (мутаватир) от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и приветствует).

Целая группа сподвижников передала этот хадис, от них передали группы последователей (табиинов), и так в каждом поколении осуществлялась передача этого хадиса. Он есть в достоверных сборниках.

Ибн аль-Къайим (да помилует его Аллах) указывает, что этот хадис передали около 30 сподвижников Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и приветствует). У шейха аль-Ислям ибн Таймия (да помилует его Аллах) есть специальный отдельный труд, который посвящен разъяснению хадиса о нисхождении Всевышнего Аллаха.

Этот труд есть в отдельном издании, также есть и в издании состава «Маджму аль-фатауа» (Сборник фетв) Ибн Таймии. Поэтому обязательно мы должны подтверждать в отношении Аллаха (пречист Он и возвышен) атрибут «Ан-Нузуль» (Нисхождение), как его подтвердил в отношении Аллаха (пречист Он и возвышен) Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и приветствует).

Всевышний Аллах (пречист Он и возвышен) нисходит каждую ночь, когда остается последняя треть ночи. И все это сокрушает и разбивает убеждения му'атылитов, которые отрицают атрибуты Аллаха (пречист Он и возвышен). Их убеждения разбиваются полностью, так как это хадис мутаватир.

Обыкновение му'атылитов – отрицание сообщения об атрибутах под предлогом, будто бы сообщения не переданы многочисленными путями передач (мутаватир), а это хадисы, переданные одним, двумя, тремя сподвижниками (ахад).

И они говорят, что раз не мутаватир, значит не дает убежденность, твердую уверенность, и значит в акъиду не берется.

Но здесь для них уже не остается никаких ухищрений, потому что это хадис, переданный многочисленными путями (мутаватир) от Пророка (да благословит Аллах его и приветствует).

Атрибут «Нузуль» (нисхождение Всевышнего) подобен всем другим атрибутам Аллаха (пречист Он и возвышен) с точки зрения нашего отношения к нему – мы его признаем и говорим, как всякий атрибут, и этот атрибут нисхождения не подобен атрибуту творений, то есть нисхождение Аллаха (пречист Он и возвышен) никак не подобно нисхождению творений.

Это «нисхождение Могучего» (нузуль аль-Джаббар), и не случайно автор здесь говорит «нисходит Могучий», упоминая имя Аллаха (пречист Он и возвышен) «Аль-Джаббар», чтобы указать на то, что Его нисхождение подобает Его величию (пречист Он и возвышен).

Никто не знает образа (кяйфийя) этого нисхождения. Мы подтверждаем этот атрибут так, как о нем сообщается, верим в него, не истрактовываем, не искажаем, не отрицаем, не уподобляем нисхождению творений.

Это нисхождение, подобающее величию Всевышнего Аллаха (пречист Он и возвышен).

Так как это хадис мутаватир, то у заблудших не остается зацепки, что, якобы, это хадис, переданный одним, двумя, тремя передатчиками (ахад).

Что тогда? Им остается то, что подсказал им Иблис – начинают изощряться и пытаться как-то выйти из положения, чтобы как-то отделаться от этого хадиса, поэтому они говорят, что нужно как-то истрактовать, поэтому это не Аллах (пречист Он и возвышен) нисходит на первое небо, а нисходит Его повеление. Но в хадисе передано, что нисходит Аллах (пречист Он и возвышен) и говорит:

مَن يَستَغْفِرُني فأغْفِرَ له؟ مَن يَسْأَلُنِي فأُعْطِيَهُ؟ هَلْ مِنْ تَائِبٍ فَأَتُوبَ عَلَيْهِ؟ هَلْ مِنْ مُسْتَغْفِرٍ فَأَغْفِرَ لَهُ؟

«Кто попросит у Меня прощения, и Я прощу ему. Кто что-то попросит у Меня, Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я принял покаяние его? Есть ли просящий прощения, чтобы Я простил его? Есть ли просящий что-то, чтобы Я даровал ему?» (Приводят аль-Бухари (1145) и Муслим (758))

Может ли «приказ повеления» нисходить и говорить все это? Несостоятельна такая трактовка, так как такое может сказать Сам Аллах (пречист Он и возвышен).

Другая трактовка, к которой они прибегают, – это то, что нисходит ангел, просто сказано метафорично, аллегорично «нисходит ваш Господь». Нисходит один из ангелов, утверждают они. Мы говорим им, что тем более, разве может сказать такое ангел: «Кто попросит у Меня прощения, и Я прощу ему. Кто что-то попросит у Меня, Я дам ему.

Есть ли кающиеся, чтобы Я принял покаяния? Есть ли просящий прощения, чтобы Я простил его? Есть ли просящий что-то, чтобы Я даровал ему?»? Такое может нисходить только от Господа (пречист Он и возвышен).

Поэтому не подразумевается в хадисе ни нисхождение повеления, ни тем более нисхождение кого-то из ангелов, потому что ни повеление, ни ангел не могут произнести такие слова, которые сообщаются в хадисе.

Третья их трактовка – нисходит «Милость Аллаха» (Рахма). Мы скажем то, что было сказано до этого: эти слова не может произнести Милость.

И разве Милость Аллаха (пречист Он и возвышен) нисходит только ночью, только в последнюю треть ночи? Милости Аллаха (пречист Он и возвышен) не прекращают все время нисходить к нам днем и ночью так обильно, что не сочтешь этих милостей.

Читайте также:  Ахме́д (Ахмад, Ахмат, Ахмет) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Мы скажем им, что какой толк, что Милость дойдет до ближайшего неба? Какой толк, если Милость не опустится на землю? Это тоже указывает на несостоятельность данной трактовки.

Как они пытаются дальше? На основе каких-то своих умозаключений, упорствований, как им кажется, умных разглагольствований они говорят, что «ночь не бывает одинакова во всех уголках земли, а все время перемещается: в разных частях земли ночь бывает в разное время.

Где-то бывает ночь, а в другом месте день, и так далее. Все время солнце вращается, в какой-то части земли день, в другой — ночь, затем наоборот.

Они говорят: как это может Господь нисходить на ближайшее небо, если день и ночь все время в разных регионах наступают в разное время?»

Мы отвечаем, что это знание сокровенного ('ильм аль-гъайб). Мы не можем вмешиваться в этот вопрос и разглагольствовать. Вы ли лучше или сподвижники Пророка (да благословит Аллах его и приветствует)? Или они не знали, что ночь бывает в разных местах в разное время? Знали и не задавали подобные вопросы.

Вы более богобоязненны или сподвижники? Вы больше стремитесь к знанию, чем они? Нет. Это знание сокровенного, и мы не вмешиваемся в этот вопрос. Это из дел Аллаха (пречист Он и возвышен).

Он, Который создал день и ночь, Он, Который создал движение ночи и дня, Он, Который подчинил день и ночь, сделал их сменяющими друг друга, и Он же, Который сообщил, что нисходит на ближайшее небо, поэтому наша задача простая – подтверждать в отношении Аллаха (пречист Он и возвышен) нисхождение и никак не вдаваться в вопрос образа, не задавать вопрос «Как?». Не вдавайся в вопрос «Как?», «Как это нисходит?», «Как Он нисходит, если ночи меняются в зависимости от регионов?» Мы говорим, что, может быть, такие вопросы были бы уместны, если бы речь шла о творениях. Здесь речь идет о Творце (пречист Он и возвышен). Он нисходит, как пожелает. Если есть где-то треть ночь, значит там есть божественное нисхождение. Знай это и поклоняйся Аллаху (пречист Он и возвышен).

Далее они говорят: «Что если «нисходит» подразумевает перемещение и передвижение, то есть Аллах (пречист Он и возвышен) перемещается, передвигается, смещается со Своего престола на ближайшее небо и двигается. И вы говорите в отношении Создателя?»

Мы это не говорим, а говорите вы. Из хадиса не следует все, что вы говорите, потому что в хадисе не идет речь о творениях, а о Творце (пречист Он и возвышен). Вы опять вдаетесь в образ (кяйфийя), а мы не знаем образа Самого Аллаха (пречист Он и возвышен), не знаем образа Его сущности, не знаем образа Его атрибутов.

Мы говорим «нисходит, как пожелает» без знания нашего об образе и как это происходит. Аллах (пречист Он и возвышен) нисходит, как Он пожелает (пречист Он и возвышен). Просто вы себе нарисовали какой-то образ нисхождения, вы видите, как нисходят откуда-то куда-то творения, опускаются, и поэтому у вас в голове теперь движение, перемещение, опустошение престола и прочее.

Аллах (пречист Он и возвышен) нисходит, как пожелает.

اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

Аллах (пречист Он и возвышен) – Всемогущий, Который создал небеса и землю, поэтому мы не вмешиваемся и не вдаемся в эти вопросы и разглагольствования. Мы подтверждаем нисхождение Аллаха (пречист Он и возвышен), как сообщено в хадисах. Каждую ночь, когда остается последняя треть ночи, нисходит Аллах (пречист Он и возвышен).

Мы это утверждаем и твердо верим. Мы не обращаем внимания на болезненные фантазии и наущения заблудших людей, тех, которые пытаются поправлять Аллаха (пречист Он и возвышен). Ведь то, что они делают, – поправляют Аллаха (пречист Он и возвышен).

Аллах (пречист Он и возвышен) говорит, что нисходит на ближайшее небо, а они словно говорят, поправляя Аллаха (пречист Он и возвышен): «О Господь наш, не подобает Тебе нисходить».

То есть поправляют Аллаха (пречист Он и возвышен) и Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и приветствует), как будто они больше знают об Аллахе (пречист Он и возвышен), чем Он Сам и Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и приветствует).

И это по меньшей мере отсутствие благопристойности, уважительного отношения к Аллаху (пречист Он и возвышен). Аллах (пречист Он и возвышен) подтверждает в отношении Себя нисхождение, а они отрицают, говоря, что из этого следует то-то и то-то, «Нет, Аллах, тебе подобает то-то и то-то», утверждают всякие несостоятельные положения, выводы.

Так, автор говорит о том, что нисходит «Аль-Джаббар» – Могучий. Могучий – одно из прекраснейших имен Всевышнего Аллаха (пречист Он и возвышен). На самом деле, имя «Аль-Джаббар», имя Аллаха (пречист Он и возвышен), имеет три значения:

  1. «Джаббар», то есть то, что по-арабски называется «яджбуру», то есть приводит в порядок положение страждущих, которые находятся в беде, приводит в порядок и исправляет их дела. Это одно из значений имени «Джаббар» – тот, который приводит в порядок страждущих людей, тех, которые находятся в беде;
  2. «Джаббар» – Подчиняющий, Тот, чьи бытийные решения исполняются в отношении творений, хотят они того или нет. Эти решения действуют, исполняются, свершаются, и никто не может воспрепятствовать Его бытийной воле, отказаться от Его решений. Бытийные решения Аллаха (пречист Он и возвышен) никто не может отвергнуть, никто не может изменить после того, как Он (пречист Он и возвышен) решил;
  3. «Аль-Джаббар» – Возвышенный (аль-'Алия).

وَهُوَ الْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِ ۚ وَهُوَ الْحَكِيمُ الْخَبِيرُ

«И Он Всеподчиняющий над Своими рабами, и Он Мудрый, Всеведающий».

(Коран, сура «Скот», аят 18)

وَهُوَ ٱلْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِۦ ۖ وَيُرْسِلُ عَلَيْكُمْ حَفَظَةً

«И Он Всеподчиняющий над Своими творениями, Он посылает к ним хранителей».

(Коран, сура «Скот», аят 61)

Как сообщается в хадисе, «нисходит Могучий каждую ночь на ближайшее небо». Без вопроса «Как?», потому что мы не знаем, как нисходит Аллах (пречист Он и возвышен). Это знает только Сам Аллах (пречист Он и возвышен).

И из наличия у Аллаха (пречист Он и возвышен) атрибута нисхождения не вытекают выводы, о которых заявляют му'аталиты, мумасилиты (уподобляющие), мушаббихиты, потому что, во-первых, мы не исследуем вопрос образа (кяйфийя), мы не лезем в этот вопрос.

Эти следствия, которые заявляют му'атылиты, мумасилиты, мушаббихиты, становятся бессмысленны, так как они влезли в образ;

во-вторых, Аллах (пречист Он и возвышен) Всемогущий. Если вам кажется что-то в отношении творений невозможным и т.д., то Аллах (пречист Он и возвышен) Всемогущий;

в-третьих, творения не объемлют Его знанием. Никто не знает образа Его сущности, поэтому они также не знают образа Его атрибутов. Кроме Аллаха (пречист Он и возвышен) никто об этом не знает.

Есть еще второе нисхождение Аллаха (пречист Он и возвышен), о котором сообщается в Сунне: Аллах (пречист Он и возвышен) нисходит вечером в день Арафа и гордится перед своими ангелами говоря:

انظروا إلى عبادي ، أتَوْني شُعثًا غُبرًا من كلِّ فجٍّ عميقٍ ، أُشهِدُكم أنِّي قد غفرتُ لهم

«Посмотрите на этих Моих рабов, они пришли с растрёпанными волосами, покрытыми пылью со всех глубоких ущелий. Я призываю вас (ангелов) свидетелями, что Я уже простил им».

(Приводит Абу Ну'айм в «Хильяту аль-Аулия» (3/349))

Это другой вид нисхождения Аллаха (пречист Он и возвышен), которое происходит вечером в день Арафа на ближайщее небо. Также Аллах (пречист Он и возвышен) нисходит каждую последнюю треть ночи на последнее небо.

Это из проявлений великой милости и доброты Аллаха (пречист Он и возвышен).

Насколько велика доброта Аллаха (пречист Он и возвышен), что Он Великий, Могучий нисходит на ближайшее небо ради нас, чтобы принять наши мольбы, молитвы, чтобы простить нас, побудить нас к покаянию.

Одиннадцатая строфа стихотворения «Аль-Хаиййа»

Аль-Джаббар الجَبّارُ

Аль-Джаббар (Могучий) — это Тот, Кто подчиняет все творения Своей воле, Кто превосходит их силой и мощью, но проявляет к ним сострадание и милость. Арабский глагол جَبَرَ означает «принуждать», «помогать», «исправлять», а выражение جَبَرَ خَاطِرَهُ означает «утешать», «удовлетворять просьбу». Арабы называют царя جَبَّارٌ джаббар, а высокую пальму — جَبَّارَة джаббара.

Читайте также:  Гульзия́ (Гюльзия, Гульжия) (перс.) - значение женского мусульманского имени

Прекраснейшее имя Аль-Джаббар вбирает в себя три совершенных атрибута Аллаха: могущество, благодаря которому Аллах сокрушает любого непокорного и подчиняет Себе всё сущее, и милость, в которой находит спасение каждый обиженный и страждущий, и высокое положение над творениями.

Аль-Джаббар управляет делами творений и требует от них повиновения, но делает это в их же собственных интересах. Он посылает беды, чтобы люди опомнились и вернулись на прямой путь, и приближает к Себе обделённых, стирая любые преграды между Собою и их мольбами.

Тех, кто устремляется к Нему, Он утешает во всякой скорби, и поддерживает тех, чьи сердца надломились, и избавляет от нужды тех, кто стеснён в средствах.

Любой тиран ничтожен перед Ним и будет призван к ответу за свои злодеяния, и любой угнетённый дерзновен перед Ним, пока не получит то, чего он был несправедливо лишён.

В Коране имя Аль-Джаббар упоминается после имени Аль-‘Азиз, и в этом сочетании проявляются совершенные смыслы. Аллах всемогущ, и Его могущество увеличивает Его славу и величие.

Он превыше любых низких поступков, и Он превосходит любых сильных и величавых Своим положением, мощью и замыслами.

Он может защитить обиженных и исправить положение обделённых, и они вправе уповать на Его помощь, которая часто приходит оттуда, откуда её совсем не ждёшь.

Познавший значения этого прекраснейшего имени извлекает для себя важные уроки веры.

Он подчиняет свои желания воле Господа, потому что в этом есть благо для него, и делает довольство Господа своей главной целью, потому что это — самая возвышенная из всех целей.

Он не использует милости Аллаха, чтобы превозноситься над другими, а сам несёт их тем, кто обижен и унижен, потому что Аллах рядом с ними.

Каждый разумеющий понимает, что не всё в жизни случается так, как мы хотим. Что-то зависит от нашего выбора, но многое мы не в силах изменить.

Искушение тем, что мы не в силах изменить, показывает, узнаём ли мы Бога, Который всемогущ и хочет исправить нас, доверяем ли мы Тому, Чьё могущество выражается в Его милости, смиряемся ли мы перед Тем, Кто вершит дела из-за семи небес, или же считаем себя право имеющими перед Ним.

Когда соблазн думать, что мы сами знаем, что для нас лучше, проникает в сердце, и когда кажется, что зло и насилие в этом мире безмерно торжествуют, самое время вспомнить Аль-Джаббара и прославить Его могущество, чтобы Он залечил раны сердца и исправил наше положение, защитил от бед и возвысил до высот, не доступных злоумышленникам и завистникам. Как прекрасно сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: سُبْحَانَ ذِي الجَبَرُوتِ وَالمَلَكُوتِ والكِبْرِيَاءِ وَالعَظَمَةِ «Пречист Тот, Кто обладает могуществом, властью, величавостью и величием» [Абу Давуд 873, ан-Насаи 2/191].

Что означает имя Бога Аль-Джаббар

Имя Всевышнего Аллаха Аль-Жаббар, которое означает «Могучий», встречается в Коране в конце суры Аль-Хашр:

هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ الْعَزِيزُ الْجَبَّارُ

(смысл): «Он – Аллах, нет бога, кроме Него. Он – Властелин всех созданий, Пресвят Он и Пречист, Он Оберегатель, Хранитель, Могущественный и Могучий». (сура Аль-Хашр: 23)

  • Также имя Бога Аль-Джаббар упоминается в некоторых изречениях Пророка Мухаммада ﷺ.
  • Аль-Джаббар – это тот, кто обладает безграничной силой и мощью, что приводит в подчинение Ему все создания. Пророк Мухаммад ﷺ часто повторял в поясном и земном поклонах следующую мольбу:
  • سبحان ذي الجبروت والملكوت والكبرياء والعظمة
  • (أخرجه أحمد وأبو داود والنسائي)
  • سُبْحَانَ ذِي الْجَبَرُوتِ وَالْمَلَكُوتِ وَالْكِبْرِيَاءِ وَالْعَظَمَةِ
  • «Пречист тот, кто обладает всем могуществом, властью, великолепием и величием». (Абу Дауд, 873)
  • Имя Аллаха Аль-Джаббар означает, что всё происходит по воле Творца, что Всевышний предопределил действия и образы для всех без исключения.
  • Есть и другое значение этого имени – Создатель Помогающий, Обеспечивающий достаточным пропитанием, Скрывающий ошибки и недостатки, Проявляющий милость, особенно к слабым, Воздающий благом тех, кого настигла беда, и Вселяющий спокойствие в их сердца.
  • Также Бог придает стойкость и уверенность сердцам праведных рабов. Это то, о чём молил Посланник Аллаха ﷺ:
  • رب اغفر لي ، وارحمني ، واجبرني ، واهدني ، وارزقني
  •  «О мой Господь, прости меня, пожалей меня, помоги мне, наставь меня, надели меня уделом». (Имам Ахмад, Абу Давуд, Тирмизи)

В отношении к Творцу имя Аль-Джаббар означает лишь хвалу, прославление и величие. Однако если это слово будет применено по отношению к творению, то это слово выступит в качестве порицания и упрёка в их адрес. В таком случае это слово имеет значение гордости и надменности.

  1. Создатель в Коране говорит:
  2. إِنَّ فِيهَا قَوْمًا جَبَّارِينَ
  3. (смысл): «Там обитают могучие люди (великаны)». (сура Аль-Маида: 22)
  4. Также в другом аяте приводятся слова Исы (мир ему):
  5. وَلَمْ يَجْعَلْنِي جَبَّارًا شَقِيًّا
  6. (смысл): «И (Аллах) не сделал меня надменным и несчастным». (Марям: 32)
  7. И приведем ещё аят:
  8. كَذَلِكَ يَطْبَعُ اللَّهُ عَلَى كُلِّ قَلْبِ مُتَكَبِّرٍ جَبَّارٍ
  9. (смысл): «Так Аллах накладывает печать на сердце каждого гордеца, притеснителя». (сура Гафир: 35)
  10. В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
  11. تحاجت النار والجنة ، فقالت النار : أوثرت بالمتكبرين والمتجبرين

«Ад и Рай вступили в спор. Ад сказал: «Я получил в наследство великих гордецов и тиранов»». (Бухари, 4850; Муслим, 2846)

Поэтому человек должен быть покорным величию Творца, должен видеть себя приниженным перед Ним, должен всецело подчиниться Ему, признать Его божественность. Это и есть суть веры и истинное счастье.

  • Да обрадует нас Создатель такой верой и счастьем.
  • Магомедрасул Магомедов

9. Аль-Джаббар — Могучий, Величественный

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ

Девятое прекрасное имя Аллаха — «Аль-Джаббар» означает «Могучий», «Величественный», «Подчиняющий». В Священном Коране сказано:

«Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи». (59:23).

Гордыня и превознесение перед Всевышним Создателем — есть величайшее из заблуждений людей. Причина же гордыни сокрыта в невежественных мыслях человека, считающего себя существом, независимым от Воли Творца.

На каком-то этапе человек начинает полагать, что некоторые его особенности характера, ум или нрав происходят не от Аллаха, а от него самого. Он начинает рассматривать себя создателем самого себя. Хотя подобные мысли — величайшее из невежеств и откровенная нелепость.

Даже немного поразмыслив, человек легко поймет, что он появился на свет не по своей собственной воле и не знает, когда наступит конец его жизни, и что ни одна из его физиологических или душевных особенностей не дана ему согласно его собственному выбору.

И всё, чем он владеет, даже его собственное тело, принадлежит ему лишь временно и в конце концов исчезнет. Перед лицом этих фактов становится совершенно ясно, сколь бессмысленна и невежественна гордыня, питаемая некоторыми из упорствующих в неверии людьми к своему Создателю.

Аль-Джаббар – это Тот, Кто обладает безграничной силой и мощью, что приводит в подчинение Ему все создания. Пророк Мухаммад (с.а.с.) часто повторял в поясном и земном поклонах следующую мольбу:

«Пречист тот, кто обладает всем могуществом, властью, великолепием и величием». (Абу Дауд, 873)

Есть и другое значение этого имени – Помогающий, Обеспечивающий достаточным пропитанием, Скрывающий ошибки и недостатки, Проявляющий милость, особенно к слабым, Воздающий благом тех, кого настигла беда, и Вселяющий спокойствие в их сердца.

Аллах придает стойкость и уверенность сердцам праведных рабов. Это то, о чём молил Посланник Аллаха:

«О мой Господь, прости меня, пожалей меня, помоги мне, наставь меня, надели меня уделом». (Имам Ахмад, Абу Давуд, Тирмизи)

В отношении к Творцу имя Аль-Джаббар означает лишь хвалу, прославление и величие. Однако если это слово будет применено по отношению к творению, то будет иметь значение гордости и надменности.

Создатель в Коране говорит:

«Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным». (19:32)

Читайте также:  Даву́д (Давыд, Давут) - значение мужского мусульманского имени

«Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана». (40:35)

В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Ад и Рай вступили в спор. Ад сказал: «Я получил в наследство великих гордецов и тиранов»». (Бухари, 4850; Муслим, 2846)

В широком смысле прекрасное имя Аллаха «Аль-Джаббар» означает:

— Поддерживающий слабых и выправляющий сердца тех, кто унижается ради Него. Он помогает тем, кто надломился, избавляет от нужды нуждающихся и облегчает участь тех, кто сильно стеснён обстоятельствами.

Он оказывает поддержку тем, кого постигло несчастье, помогая им проявить стойкость и терпение, и, если они справляются со своими обязанностями, Он возмещает их потери величайшей наградой. Его особой поддержки удостаиваются те, кто покорился Его величию и могуществу. Он выправляет сердца любящих Его, щедро одаряя их всевозможными благами, знаниями и верой.

Если человек смиряется пред Ним, то помощь и поддержка Аллаха близка. О ней просит молящийся, когда говорит: «О Аллах, выправи моё положение», то есть приведи в порядок мои дела и убереги меня от всего неприятного.

— Тот, Кому подчинено всё сущее, и все творения смиряются пред Ним, покоряются Его воле.

— Возвышенный над всеми творениями. Таким образом, это прекрасное имя включает в себя значения имён Снисходительный, Всемогущий и Возвышенный. Иногда оно может указывать на четвёртое значение — Возвышающийся над любыми пороками и недостатками, Находящийся превыше того, чтобы иметь равных, соперников или партнёров в обладании божественными особенностями и правами.

Имя Всевышнего Аллаха «аль-Джаббар»

  • В языковом значении имеет два смысла:
  • 1) От слова «джабр», что означает «заставлять что-то делать»;
  • 2) Прочность.
  • Аль-Джаббар – великий, сильный, высокий.
  • Смысл Имени Всевышнего:
  • Сказал Табари: «аль-Джаббар – Тот, Кто распоряжается делами Своих созданий таким образом, чтобы им была польза».
  • Сказал Катада: «Он – Тот, Кто заставляет делать Своих рабов то, что Он захочет».

Со слов Катады понимается то, что Он заставляет делать Своих рабов те приказы, которые связаны с бытием (амр кауни).

Как сказал Всевышний: «Что касается Его приказа, то достаточно Ему пожелать что-то и сказать «Будь!», как оно сбывается».

Поэтому некоторые саляфы не использовали слово «джабр» в отношении Аллаха в вопросе поступков людей, совершаемых по собственному желанию, то есть как раз в том вопросе, в котором есть разногласия между Ахлю Сунна и приверженцами нововведений. И поэтому под словами Катады подразумевается приказы, связанные с бытием.

  1. Также было сказано: «Джаббар – Высокий, который выше Своих творений».
  2. Поэтому смысл этого имени будет отражаться в нескольких видах:
  3. 1) Тот, Кто возвышен над Своими созданиями;
  4. 2) Тот, Кто заставляет делать Своих рабов то, что он захочет (в бытие);
  5. 3) Тот, Кто заботится о делах Своих рабов.
  6. И поэтому первый смысл связан с описанием, касающимся Его Сущности, а следующие два связаны с описанием, касающимся Его поступков.
  7. Имя Всевышнего Аллаха «аль-Мутакаббир»

Говорится «кабура» через даму, что означает «большой». Сказал ибн Сайдах: «Большое это то, что противоречит малому», или «каббара амран», то есть «сделал большим» (или превознесли само дело), как сказал Всевышний Аллах: «…то так превознесли его» (Сура «Йусуф», 31 аят).

Частица «таа» в этом слове не является частицей притворства или тяжести, как это проявляется в слове «фулан йата’азам» «такой-то считает или делает вид что он великий, а на самом деле он таким не является». В Имени Всевышнего оно дает смысл отличительности и уединения.

Сказал аль-Азхари: «Формула «тафа’уль» не всегда дает смысл «тяжести или притворства», как мы это видим в словах одного бедуина: «такой-то йатазалям», – то есть жалуется на зульм в отношении кого-то. И здесь мы видим, что частица «таа» не ограничивается тяжестью».

  • Пример этому является то, что «таа» дает смысл отличительности в таком слове как: «мута’аллим», а «таа» «тяжести», и здесь уже будет так: «мута’ааалим», и поэтому лучше будет сказать, что «таа» «тяжести» в слове «кибар» будет использоваться не «мутакабир», а будет использоваться как «мутакааабир».
  • В отношении же Всевышнего Аллаха это Имя означает:
  • Сказал Катада: «Мутакабир – Тот, Кто велик над каждой вещью».
  • Также было сказано: «Мутакаббир – Тот, чье величие выше того, чтобы причинять несправедливость Своим созданиям».
  • Сказал Хаттаби: «Тот, Кто превыше того, чтобы быть описанным качествами Своих созданий».

И все эти имена приводятся в одном аяте: «Он – Аллах, и нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи» (Сура «Аль-Хашр», 23 аят).

  1. Материал:
  2. 1) «Шарху асмаи ЛЛахи хусна» Са’ид бну ’Али аль-Кахтани стр. 35
  3. 2) «ан-Нахджу асмаа» Махмуд Хамуд ан-Нажди 1.95

Замечание: Это лишь некоторые имена, которые мы смогли объяснить студентам из-за недостатка времени. Эти Имена приводятся в суре «Аль-Хашр». И поэтому я рекомендую тем, кто хочет ознакомиться с остальными Именами Аллах, вернуться к тем материалам, которые были указаны выше.

  • Двенадцатый урок
  • Правила, касающиеся прекрасных Имен Всевышнего Аллаха
  • 1) Все Имена Аллаха являются прекрасными (совершенными);
  • 2) Все Имена Аллаха «таукифия» (ограничены, то есть мы называем Аллах только так, как Он Сам Себя описал в Своей Книге, и как Его описал наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует);
  • 3) Имена Аллаха не ограничены каким-либо определенным количеством;
  • 4) Имена Аллаха «муштакка» производные (образованные) (Допустим, Имя Всевышнего «ар-Рахим» образовано от Его качества «милость»);
  • 5) Имена Аллаха «а’ламун уа аусаф;
  • 6) Имена Аллаха являются синонимами со стороны того, что все они указывают на Сущность Аллаха и различаются в своем смысле;
  • 7) Действия Всевышнего исходят от Его имен и Качеств, а качества Его созданий исходят от их поступков;
  • 8) От Имен Всевышнего образовываются Его Качества и поступки, но от Его качеств и поступков не могут образовываться Его имена;
  • 9) Из сообщений о Всевышнем Аллахе никак нельзя извлекать Его Имена. Например, Всевышний Аллах сказал: «Они хитрили и Аллах хитрил»(Сура «аль-Имран», 54 аят), – опираясь на этот аят, нельзя говорить, что у Аллаха есть Имя «Макир» (Хитрец);
  • 10) Из имен Аллаха есть такие Имена, которые можно произносить отдельно друг от друга, а есть Имена, которые нельзя употреблять, кроме как если с ними придут другие Имена, как например: «Нафи’» и «Дарр» или «аль-Ауаль уаль Ахыр»;
  • 11) Из имен Аллаха есть такие Имена, которыми также могут называться Его рабы. К этим именам можно отнести «аль-Хайй» или «ас-Сами’», или «аль-Басыр», однако сущность этих имен остается прежней как в отношении Аллаха, так и в отношении его рабов;

12) Имена Аллаха указывают на Всевышнего с трех сторон: 1. Мутабака; 2. Тадамун 3. Ильтизам;

13) В вере в Имена Аллаха и Его Качества есть три столпа (если это касается «мута’ади» – качество, которое отражается на Его созданиях): 1. это вера в Его Имя, 2.

в то Качества, которое исходит от него, а также 3.

вера в то, что Качества Аллаха оставляют след на Его созданиях, а если же это качество связано с Его Сущностью – то оно не оставляет следа, и в таком случае, должны выполняться только первые два столпа;

  1. 14) У Аллаха есть такие Имена, которые указывают на некоторые Имена и Качества, и есть те, которые охватывают в себе все Имена Аллаха, как например Имя Всевышнего «ас-Самад»;
  2. 15) Перечисление прекрасных Имен является основой во всех знаниях;
  3. 16) Создание Аллаха никак не может перечислить все Имена Аллаха;
  4. 17) Перечисление того количества, которое пришло в хадисе, является причиной того, что раб зайдет в Рай;

18) Можно просить Аллаха Его Именами, искать посредничества Ими, клясться, прибегать к Аллаху с ними, а также можно относить рабство к какому-нибудь из них, как например ‘Абдулла или ‘Абдуррахман и т.д. Но нельзя взывать к Его качеству или относить рабство.

Тринадцатый урок

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *