Абдуль-Хами́д (Абдулхамид, Абдулхамит) (араб.) — значение мужского мусульманского имени

«Как не был Абдул-Хамид II марионеткой великих государств, так и преследуемая им политика не была результатом произвольных решений или капризов…»

Абдул-Хамид II (араб. عبد الحميد ثانی‎) (22 сентября 1842 – 10 февраля 1918 Стамбул) – султан Османской империи и 99-й халиф, правил в 1876–1909 годах. Предлагаем вниманию читателей обзор произведения «Султан Абдул-Хамид II», в котором известный исследованиями в области истории Османской империи Франсуа Жоржен рисует портрет султана, как ведущего борьбу за османские земли, несмотря на всевозможные «игры» Запада

Обращаясь к истории Османской империи, необходимо отметить, что одной из одиозных фигур, вокруг которых ведётся наибольшее количество споров и дискуссий, несомненно, является султан Абдул-Хамид II. Наделяемый противоречивыми прозвищами, такими как «Великий правитель» или «Кровавый султан», Абдул-Хамид II в историографических исследованиях выступает в роли «героя» или «врага».

Абдуль-Хами́д (Абдулхамид, Абдулхамит) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Посвящённая исчерпывающему описанию жизни султана книга представляет османского падишаха важным участником политического процесса, в ходе которого империи были превращены в национальные государства.

С одной стороны, историк рассматривает личность Абдул-Хамида через стремление в авторитарной форме сохранить свою власть, с другой – одновременно обращает внимание на озабоченность консервативного, взявшего курс на модернизацию, падишаха и его намерение вернуть прежнюю силу своей империи.

Франсуа Жоржен анализирует факторы, повлиявшие на личность Абдул-Хамида II, в контексте возросшей в этот период политической и дипломатической напряжённости.

Автор рассматривает ключевые потребности существовавшей империи, а также то, каким образом падишах стремится удовлетворить данные потребности.

При этом возникает образ правителя, который не имеет отношения к устоявшимся клише и далек от стереотипизированных оценок. Вот некоторые черты этого образа.

Власть была ограничена

Абдул-Хамид II управлял Османской империей, занимающей огромную территорию, как «всемогущий правитель».

Бесспорно, в истории Османской империи не было падишаха, который бы сосредоточил в своих руках всестороннюю власть наравне с Абдул-Хамидом II.

Хотя в западных странах османские султаны определяются преимущественно как абсолютные монархи, в действительности власть султана была ограничена янычарами, улемами и начиная с XIX века бюрократизмом.

Четыре условия сохранения Османской империи

Султан Абдул-Хамид II, носивший звание духовного и всемирного халифа, настаивал на необходимом для этого положения качестве – «хранитель ислама» – и придавал большее значение Святым местам, нежели его предшественники.

Основные вопросы с его точки зрения – обеспечение сохранности этих мест, удержание, и даже упрочение, господства Османской империи в Хиджазе, предоставление паломникам возможности беспрепятственно совершать хадж в Мекку и Медину.

В обращенном к своим соратникам меморандуме султан напоминает непременные условия, способные сохранить жизнь империи, которые он располагает следующим образом: защита ислама, продолжение династии, удержание Стамбула как престольного града, сохранение Мекки и Медины.

«Абсолютный властитель дома»

Абдуль-Хами́д (Абдулхамид, Абдулхамит) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Согласно оценкам Франсуа Жоржена, сосредоточение власти в руках султана Абдул-Хамида II начинается с первых лет его правления и фактически завершается в середине 1890-х годов. В этой связи историк пишет: «Его власть во дворце также безгранична.

Османская династия не играет какой-либо политической роли, как Валиде-султан, так и братья Абдул-Хамида II, находятся под строгим надзором. Главные евнухи гарема надолго потеряли свое политическое влияние, и у них не осталось возможности контролировать или следить за действиями султана.

Султан – абсолютный властитель своего дома».

«Осовременивание глуши»

По мнению писателя, политика, которую Абдул-Хамид II проводил в деревнях, преследовала следующие цели: препятствовать тому, чтобы наместники вилайетов обладали такой властью, которая способна открыть путь к региональной автономии; противостоять вмешательству иностранных сил во внутренние дела вилайетов; всемерная и нерушимая централизация.

Наместники и подчиненные им чиновники должны были сообщать населению региона, которым они управляли, о том, что в Стамбуле находится султан-халиф, который им покровительствует. А некоторые функции в стиле, напоминавшем колониальных правителей, позволили осуществить модернизацию в вилайетах, где возникала необходимость прогресса, гигиены, безопасности.

Ключевой термин периода

Абдуль-Хами́д (Абдулхамид, Абдулхамит) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Одним из важнейших понятий периода правления Абдул-Хамида II была «мораль». В сущности, это двусмысленный термин. Рассуждения о морали предполагали осуждение излишеств вестернизации, новых обычаев, повышения женской свободы, потребления алкоголя, несоблюдения религиозных канонов, – иными словами всего, что сбивает мусульманина с истинного пути.

Однако в то же время это понятие обеспечивает сохранение во имя власти этического и цивилизованного содержания религии, этическую направленность развития общества, чувство уважения и доверия к традиционным ценностям, добродетель, послушание по отношению к старшим и правителям.

За этим термином скрывается весь «нравственный и этический порядок», который Абдул-Хамид II стремился привить обществу.

Два страха европейцев

Жоржен отмечает, что исламские святыни описываемого периода с точки зрения европейцев и европейского порядка являлись очагом, который формируется разрушительными идеями, и добавляет: «По выражению современных историков, европейцы остерегаются «связи с Хиджазом». Кроме Мекки, другим очагом разрушительности мусульман называется Звезда».

«Мы установили наш шатёр в месте сосредоточения гиен»

В мемуарах Абдул-Хамид II говорит: «Да дарует нам Аллах мир и спокойствие!» – и сетует: «Однако как великие государства не оставили нам времени для построения нашей империи с высоким уровнем организации, так нет и спокойствия!» Затем продолжает: «Если бы мы знали хотя бы 10 лет мира, мы смогли бы добиться такого же восхваляемого прогресса, как японцы (после Реставрации Мэйдзи). В силу того, что они, по сравнению с нами, были далеки от европейских окон, счастливы и живут в безопасности. К сожалению, мы установили наш шатёр в месте сосредоточения европейских гиен».

Иностранный капитал препятствует вмешательству

Абдуль-Хами́д (Абдулхамид, Абдулхамит) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Абдул-Хамид II знает, что для претворения в жизнь плана по модернизации империи требуется помощь, умение и капитал европейцев. Поэтому, он не выступает против привлечения иностранного капитала, который является единственным путем развития экономики империи.

В 1880 году в записке о действиях по всестороннему развитию министра Хасана Фехми Паши многозначительным является предложение по предоставлению привилегий иностранным компаниям в процессе строительства железных дорог.

Абдул-Хамид II полагает, что, если великие силы будут иметь разносторонние интересы в Османской империи, то будут воздерживаться от того, чтобы «покончить с больным человеком».

Разрушительное влияние миссионеров

Вопросы, вызывающие наибольшее беспокойство у Абдул-Хамида II, были связаны с развитием иностранных школ и возрастанием значимости их миссий.

Эти школы обладали гораздо большими материальными и финансовыми возможностями, нежели находящиеся в ведомстве империи, и воспитывали учащихся в отрыве от османской культуры.

Акцентируя внимание на этничности и проводя деноминационализм в османском обществе, миссионеры представляли угрозу, углубляя внутри империи этнический и религиозный раскол, повышая напряженность не только между христианами и мусульманами, но и между различными мусульманскими  мазхабами, а также джамаатами.

Источник: ИноСМИ.ru

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

 ru.wikipedia.org

Абдул-Хамид I и Рухшах

Абдул-Хамид I и Рухшах

После смерти Мустафы III его брат Абдул-Хамид взошел на трон в пятницу 21 января 1774 года в возрасте 49 лет. Новый султан был религиозным, добрым и веротерпимым, и народ любил его за все эти качества.

Абдуль-Хами́д (Абдулхамид, Абдулхамит) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Теодор Шассерио. Интерьер гарема

Он имел нескольких жен — Айше Синепервер, Бинназ, Дильпезир, Хумашах, Мехтабе, Мислинаях, Накшидиль, Неврес, Шебисефу и Рухшах.

Абдул-Хамид обычно находился в комнате напротив хюнкар хаммамы (султанской ванной комнаты) в гареме, отделанной в турецком архитектурном стиле. Эту комнату построил еще Осман II, а Абдул-Хамид использовал ее после реставрации.

Кроме того, он имел двухэтажные покои любимых наложниц, построенные специально, чтобы отделить жен от фавориток. Покои находились в конце гарема во дворце Топкапы.

Он стал отцом только после того, как вступил на престол. Хотя ему было уже 49 лет, султан отличался необузданным нравом в отношении женщин. Врачи дворца написали для него справочник, озаглавленный «Возвращение султана к молодости». Сегодня эта книга хранится в библиотеке Мурада Моллы в Чаршамбе и состоит из трех частей.

Первая содержит календарь, в котором меню султана расписано на каждый час в течение всего года. Во второй части говорится о том, как человек может поддерживать максимум половой потенции. Третья описывает все медицинские средства, способствующие занятиям сексом. По всему, султан Абдул-Хамид рьяно придерживался наставлений и к возрасту 49 лет заимел 22 детей.

12 из них были девочками и 10 — мальчиками.

Абдул-Хамид I имел сына Мустафу (Мустафа IV) от Синепервер, которая позже оставалась в гареме как мать султана во время царствования сына. Она ослепла от печали, когда ее сына свергли с престола. Его другая жена — Хумашах-султан — родила принца Мехмеда. Но единственной женой, которую он любил по-настоящему, была Рухшах.

Ни один османский султан не любил так женщину, как Абдул-Хамид любил Рухшах. В архивах дворца Топкапы имеются материалы, написанные его рукой, свидетельствующие о силе его любви к ней. Рухшах со своей стороны держала себя надменно.

Она, возможно, была единственной женщиной в османской истории, которая могла отказать султану в ночной встрече!

Читайте также:  Фари́да (Фериде́) (араб.) - значение женского мусульманского имени

Абдул-Хамид, чтобы уговорить Рухшах побыть с ним, говорил: «Моя любимая, госпожа моего сердца, я способен поцеловать твою ногу и даже умереть за тебя».

Из писем султана Абдул-Хамида

Вот что говорилось в одном из писем, сохранившихся в архивах дворца Топкапы: «Моя любимая, пожалуйста, награди меня сегодня вечером своим прекрасным телом. Я пожертвую собой ради тебя. Я с трудом сдерживался прошлой ночью, поэтому, дорогая, не мучай меня сегодня вечером. У меня нет больше терпения! Позволь поцеловать твою ногу!»

Порой она обливала его презрением и не являлась.

От этого старый султан временами приходил в бешенство, но потом отходил и все писал ей письма, чтобы уговорить свою уникальную жену: «Делай со мной все, что пожелаешь, или убей меня, или подвергни пыткам. Я сдался. Я твой пленник.

Пожалуйста, приходи сегодня вечером… Я умоляю тебя оказать мне честь своим присутствием; если ты не сделаешь этого, ты можешь стать причиной моей смерти. Я больше не могу сдерживать себя…»

По всему, Рухшах с безразличием отнеслась к этой его мольбе. Вот почему в другом письме он так обращается к ней: «…Если ты не придешь сегодня вечером, то я подумаю, что ты не любишь меня. Мое нынешнее положение невыносимо! Даже мои враги жалеют меня!»

В другом письме он так обращается к своей жене: «В моей жизни только ты можешь погасить это пламя! Если не ты, то кто? Ты будешь лекарством от моих страданий».

Во всех своих письмах, которые сохранились в хорошем состоянии, он демонстрирует свою любовь и желание встречаться с ней по ночам: «Моя Рухшах! Моя любимая, моя единственная женщина. Я могу пожертвовать собой ради тебя!»

Нет сомнений, что в своих письмах он раскрывает свои искренние чувства, и эти письма доказывают, что любовные связи в гареме осуществлялись по обоюдному согласию!

Абдул-Хамида I парализовало, и он умер в возрасте 65 лет в 1789 году после завоевания Россией Крыма, ряда поражений от русских в 1787 году и от австрийцев в 1788-м. Со смертью султана Рухшах стала обычной женщиной в гареме. Позже она совершила паломничество в Мекку. Умерла она в 1807 году и похоронена в гробнице Хамидие.

Абдул-Хамида сменил Селим III. Его мать Михришах торжественно переехала в покои матери султана, в которых давно никто не жил.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Абдулхамид — значение имени, мужское арабское имя

Значение имени Абдулхамид: означает «раб Прославляемого».

Происхождение имени Абдулхамид: Арабские имена.

Абдулхамид: характер, достоинства и недостатки

Характер имени Абдулхамид определяется свободомыслием и предприимчивостью, и в то же время внешним спокойствием и уравновешенностью. Необходимость познавать мир, сталкивается с врожденным чувством осторожности, поэтому Абдулхамид приобретает жизненные уроки благодаря спонтанным актам храбрости. Они отличаются игривым, нередко импульсивным, но в целом жизнерадостным духом.

С другой стороны, постоянная жизнерадостность может привести к беспокойствам и нетерпению в любых делах, к эмоциональным срывам, к трудностям в принятии повседневных обязанностей и обязательств в жизни, включая профессиональные и межличностные.

Однако, раскладывая все по полочкам у себя в душе, Абдулхамид обязательно обнаружит, что жизнь полна приятных и полезных мелочей и это придает сил двигаться дальше.

Рассчитать совместимость имени Абдулхамид с любым другим именем

Смотрите также мужские и женские совместимые имена с именем Абдулхамид.

Число имени Абдулхамид

Число имени пять (5) символизирует личность независимую, преисполненную стремлением к свободе. Скептически относятся к мнению окружающих, больше всего ценят свой личный жизненный опыт и нередко опираются на интуицию.

Имя Абдулхамид означает склонность к риску и даже авантюрам, поэтому нередко испытывают как успех, так и неудачу. Абдулхамид любит путешествовать и делать новые открытия.

Склонны к размышлениям, обладают аналитическим складом ума, находят выход из любых ситуаций…

  • Камни для имени Абдулхамид: агат, аквамарин, алмаз, бирюза, гагат, горный хрусталь, гранат (альмандин), жадеит, изумруд, лазурит, малахит, нефрит, обсидиан, оливин, оникс, пирит, рубин, сапфир, тигровый глаз, турмалин, хризолит (перидот), хризопраз, циркон, яшма.
  • Планета: Меркурий.
  • Знаки Зодиака: Близнецы, Водолей.
  • Подробнее: число имени Абдулхамид — 5

Удачные годы для имени Абдулхамид: 1904, 1913, 1922, 1931, 1940, 1949, 1958, 1967, 1976, 1985, 1994, 2003, 2012, 2021, 2030. Подробнее: имена года.

Значение букв в имени Абдулхамид

А — олицетворяет одиночество и закрытость, но при этом Абдулхамид обладает самодостаточностью и приземленностью, а также энергией для принятия всего нового и начала новых дел.

Б — означает гармоничный ум, душу и тело, при всем своем романтизме, Абдулхамид отличается постоянством и надежностью в отношениях с другими людьми, любит проявлять инициативу, с легкостью преодолевает трудности.Д — означает спокойствие и надежность, уверенность в себе.

Абдулхамид стремится к анализу любого начинания, отдает приоритет семье, с воодушевлением оказывает помощь нуждающимся, любит дарить подарки.У — означает уравновешенность и способность быстро анализировать ситуацию и принимать правильные решения. Абдулхамид обладает богатым воображением, эмпатией и альтруизмом.

Л — означает, что Абдулхамид тонко понимает прекрасное, обладает незаурядными артистическими и художественными способностями, изъявляет желает делиться с окружающими своими знаниями и впечатлениями, осознает необходимость поиска своего предназначения в этом мире.Х — указывает на равновесие и силу духа.

Абдулхамид стремится быть независимым, хотя крайне внимательно относится к оценкам со стороны окружающих.М — указывает на артистичность и желание всегда быть в центре внимания. Абдулхамид отличается уверенностью в себе, усердием в делах, любит помогать другим.

И — означает утонченность, романтизм, чувствительность, стремление к гармонии с окружающим миром. Абдулхамид отличается деловитостью и практичностью, которая нередко может переходить в излишнюю эмоциональность и даже жестокость.

Перевод на латинницу имени Абдулхамид

Abdulkhamid

Последний халиф

Султан Абдулхамид II родился в Стамбуле 21-ого сентября 1842 года. Его отцом был Султан Абдул Медджид, а матерью — Муджан Кадин Эфенди. Она была черкешенка. Когда Абдульхамид был ребёнком его мама умерла и он воспитывался мачехой. В юности получил блестящее образование. Он унаследовал державу, которая уже клонилась к закату, но его политическим и административным гением, империя прожила гораздо дольше, чем могла бы. Он управлял Халифатом в течение 33 лет. При нём был положен конец расточительству и иностранным заимствованиям 1871–1878 годов, восстановлена финансовая стабильность. Для выплаты иностранных долгов было создано Управление Османского государственного долга. После стабилизации экономики страны были открыты двери для частного иностранного капитала. Абдул-Хамид искусно направил политические амбиции европейских держав в отношении Османской империи в русло экономического соперничества за концессии.Абдулхамид был очень религиозным человеком, добрым и щедрым. Он жил как простой человек, хотя его всегда представляли любителем роскоши, говорили, что у него было 200 поваров, хотя это конечно не правда. Например во время греческой компании, он тратил свои личные деньги на различные нужды армии, когда ему сообщали, что в бюджете денег уже нет.

Не было и никакой антиарабской политики, это такой же миф как и пресловутые 200 поваров. Достаточно упомянуть о том, что в 1898г. из 8228 выпускников военных училищ 2273 были арабами. Кроме того, арабами были руководитель османских спецслужб Нагиб-паша и Второй секретарь государства Иззат-паша. Так же достоверно известно, что в конце своего правления Султан намечал планы по введению арабского языка в качестве второго государственного.

Кстати многие арабские подданые остались верны Османской империи, даже в самые тяжёлые годы. Так, до самого 1918г.

сохранял лояльность Османскому халифату Фаузи аль-Кауки – будущий герой палестинского сопротивления британскому мандату и главнокомандующий ливанской армией в первую арабо-израильскую войну.

В Йемене после получения независимости свои посты сохранило более 200 османских чиновников.

Горячими патриотами Османской державы оставались Аззам-паша – позже первый генеральный секретарь Лиги арабских государств, Шакиб Аслан – один из наиболее известных арабских писателей 1-й половины 20-го века и др. Даже инспирированное Лоуренсом знаменитое восстание арабов в Хиджазе формально было направлено лишь против «плохого» Комитета Иттехад ве-Теракки, узурпировавшего власть «хорошего» Султана.)

При Султане был создан Верховный Комиссариат по делам мусульманских беженцев. В отличие от схожей по названию структуры при нынешней ООН, Комитет реально принес много пользы – предоставил убежище, жилье и средства для достойного существования более чем 1 млн.

Читайте также:  Дамла́ (тюркск.) - значение женского мусульманского имени

мусульманских беженцев с Кавказа и Балканского полуострова (с 1821 по 1922 имел место РЕАЛЬНЫЙ Холокост европейских мусульман, когда более 5 млн. жителей Балкан и Северного Кавказа погибло, и еще столько же стали беженцами).

Как известно, Султаны как и Пророки имели каждый, свою определённую профессию, например Мехмед Фатих был садовником, Селим 3 писал стихи, а Сулейман Кануни был -ювелиром.

Не нарушил эту традицию и Абдульхамид 2, он был великолепным плотником, и имел обыкновение изготавливать изумительную мебель, а вырученные от её продажи деньги он раздавал нуждающимся.

инструменты для резьбы по дереву и зеркало, сделанное Абдул-Хамидом II

Султан Абдул Хамид II известен как основатель множества университетов, академий искусств, и финансовых колледжей. Кроме того, он открыл много начальных и средних школ в том числе большое колличество школ для детей инвалидов. Количество школ в его правление возросло с 200 до 4000, не считая открытия 10 тыс. начальных религиозных заведений, а количество педагогических колледжей выросло с 4 до 32! Он так же известен тем, что отказал банковскому союзу Ротшильда в его предложении погасить османский долг в обмен на восточную часть Палестины. Султан сказал, что Палестина – это земля Ислама и он не обладает правом распоряжаться ею. Известный исламский мыслитель и историк, Шейх Абдуль Кадыр, хафизулЛаh, рассказывал мне, что Абдульхамид 2 единственный из всех Османских правителей был в тарикате (суфийском ордене) Шазалия, есть данные, что ещё один султан был шазалитом, но это спорные сведения. Он написал несколько очень красивых и трогательных писем своему наставнику, одно я хочу здесь разместить, написано уже после его свержения:

«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение пророку Мухаммаду, посланнику Господа миров.Обращаюсь к уважаемому шейху шазилийского тариката, целителю душ и воспламенителю сердец, выдающемуся человеку своего времени Махмуду Эфенди Абу Шамату.

После приветствия хочу сообщить, что я получил Ваше послание от 22 мая сего года и благодарю Аллаха за то, что Вы в добром здравии.Мой господин, с Божьей помощью я дни и ночи посвящаю чтению вирдов и прошу Вас, не переставая, поминать меня в Ваших молитвах.

Позвольте разделить с Вами, как и со всеми обладателями трезвых умов, свое беспокойство по поводу очень важного вопроса:Я оставил пост руководителя Халифата лишь по причине препятствий и угроз со стороны тех, кто называет себя «младотурками».

«Комитет единения и прогресса»  как одержимые настаивают на том, чтобы я дал согласие на образование национального еврейского государства на священной земле Палестины. Но, несмотря на их напористость, я решительно отказал им. В конечном итоге они предложили мне 150 млн. английских фунтов стерлингов золотом, но я вновь отказал, написав им следующее.

«Если вы предложите мне все золото мира в придачу к вашим 150 млн., я не соглашусь отдать вам эту землю. Я служил исламской религии и народу Мухаммада более тридцати лет, и не очерню белый лист мусульманской истории, истории моих отцов и дедов – османских султанов и халифов».

После решительного отказа они приняли решение отстранить меня от власти, после чего сообщили мне, что вышлют меня в Салоники, с чем мне пришлось смириться. Возношу хвалу моему Благодетелю, что Он не позволил мне покрыть позором Османское государство и исламский мир.Этим хочу ограничиться. Еще раз возношу хвалу Всевышнему и заканчиваю свое письмо.Целую Ваши благородные руки в надежде на то, что Вы не отвергнете мое почтение к вам. Привет всем братьям и друзьям, о, высокочтимый учитель.Прошу прощения за излишне длинное письмо, но мне хотелось, чтобы Вы были в курсе дела.Мир Вам, милость и благословение Аллаха.Служитель верующих, Абдуль-Хамид ибн Абдуль-Маджид.29 рамадана 1329 г.

22 сентября 1911 г.

Последний халиф был смещён в результате революции, младотурками, т.е. членами либеральной партии «Единение и Прогресс»(«Иттихад ве Теракки»). И умер в ссылке, 10 февраля 1918 года, возможно он был отравлен.Довольно интересна судьба его потомков. Зять Султана, Ахмед Нами, руководил Сирией в 1926 – 1928гг. Сын Султана, Мехмет Абид, в 20-е гг. был послом Албании в Париже. Внук, Абдель-Керим, в 30-е гг. рассматривался японцами как претендент на трон Бухары (интересно, что в 1942 г. глава Дома Османов направил японскому императору поздравительную телеграмму по случаю «восстановления суверенных прав моих (Абдель-Маджида) учеников, султанов Джохора и Малакки».

могила Абдульхамида

Последний Халиф исламской уммы Абдулхамид II

«90% интеллекта в голове Султана Абдулхамида, 5% в моей голове, а остальные 5% в головах всех политиков, вместе взятых».

Канцлер Германии Отто Фон Бисмарк

На протяжении всей истории Ислама одним из главных объединяющих аспектов мусульманского мира являлся халифат. После кончины пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, его близкий друг и сподвижник Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, был избран в качестве первого халифа (или калифа) мусульманской общины. С тех пор было установлено, что деятельность халифа в качестве лидера общины совмещала в себе как политическую власть над государством мусульман, так и духовное управление общины. Годами позже эта должность из избирательной превратилась в наследственную, которую сначала захватила династия Омейядов, а затем – династия Аббасидов. В 1517-ом году Халифат перешел к династии Османов, которые стали править самой большой и могущественной империей всего мира в 15-ом веке.

По прошествии веков Османские султаны перестали делать большой акцент на звании халифа. Это был официальный титул, который использовали лишь при необходимости, а в иных случаях этим званием, как правило, пренебрегали.

Однако, во время упадка империи в 1800-ых годах, все же к власти пришел тот султан, что решил возродить прежнюю значимость и силу Исламского Халифата.

Абдулхамид II пришел для предотвращения развала Османского государства, и он был убежден, что самый верный путь к этой цели лежит через возрождение Ислама во всем мусульманском мире и через пан-исламское единение, сосредоточенное на идее сильного Халифата.

Несмотря на то, что 33-хлетнее правление Абдулхамида II не остановило неизбежное падение Османской империи, ему удалось, основывая всю свою империю на идее Ислама, выиграть для Османов заключительный период относительной силы перед посягательствами Европы и колониализмом.

На протяжении всего 18-го века Османское правительство отчаянно пыталось предотвратить падение империи. Начиная с Махмуда II, и во время правления Абдульмеджида и Абдульазиза, самым главным приоритетом на повестке дня у правителей неизменно держалась идея реформирования империи.

Танзимат (реорганизация, реформа) был призван восстановить Османское государство посредством введения в ее структуру новых либеральных, европейских линий и адаптации ее к европейским нормам. Ислам (как религия в целом) был отправлен на задворки общественной жизни, и теперь на законы и всю государственную политику стали влиять сместившие его светские идеи.

На деле эти реформы ничем не помогли предотвратить падение империи.

Более того, повышенное внимание одной части Османской империи к неисламским ценностям дало сильный толчок развитию националистических целей в другой части империи, что, напротив, создало дополнительную разобщенность в ней.

В эпоху Танзимата такие османские провинции, как: Сербия, Греция, Валахия, Молдавия, Абхазия, Болгария и Алжир, были потеряны в результате роста в них национализма и посягательств Европы.

Султан Абдулхамид, придя к власти, решил взять диаметрально противоположный подход. После потери европейских территорий, которые Османы претерпели до и в начале его правления, империя состояла в большинстве своем из мусульман.

На протяжении истории Османской империи основной частью населения были христиане, несколько раз за историю империи число христиан достигало 80% от всего населения. Однако в 18-ом веке Османская империя стала стремительно терять христианские земли Европы, и увеличился чистый приток мусульманских иммигрантов, приезжавших на ее территории.

Получив под свое руководство государство, 75% населения которого уже составляли мусульмане, султан Абдулхамид II решил подчеркнуть главный фактор, объединявший его подданных, – Ислам.

В те же 1800-ые года остальная часть Европы переживает рост сильных националистических движений. Панславизм и пангерманизм стали объединяющим фактором для людей, принадлежавших одной культуре и говоривших на одном языке.

Османская же империя всегда была мульти-культурной, в ней проживали такие народы как: турки, албанцы, боснийцы, курды, армяне и пр.

Читайте также:  Ильви́ра - значение женского мусульманского имени

Абдулхамид попытался сделать панисламизм объединяющим фактором для мусульман как внутри своей империи, так и за ее пределами.

Как духовный лидер мусульман всего мира, Абдулхамид II уделял особое внимание Исламским святыням, в частности – Мекке и Медине.

В 1800-ых годах была начата реализация большой строительной программы в этих двух городах, включающая в себя построение больниц, казарм, целой инфраструктуры в Хиджазе для облегчения совершения мусульманами ежегодного паломничества в Мекку – Хаджа.

Сама Кааба и Масджид аль-Харам, окружающий ее, были также отремонтированы; была заменена по современным технологиям вся система водоснабжения, что помогло уменьшить масштабы наводнений, периодически случавшихся в той местности.

В 1900-ом году султан Абдулхамид начал строительство Хиджазской железной дороги. Начиналась она в Стамбуле, шла через Сирию, Палестину, Аравийскую пустыню, и в конце своем достигала Медины. Целью прокладывания этой железной дороги было соединение политической власти Стамбула со Священными землями, а также облегчение совершения паломничества для мусульман империи. Для того, чтобы защитить Мекку и Медину, Абдулхамид решил, что ширина колеи (расстояние между головками рельсов) у Хиджазской железной дороги должно быть меньше, чем принято по европейским стандартам. Он обосновал свое решение тем, что, если когда-либо Стамбул будет захвачен европейскими империалистами, он хотел бы быть уверен в том, что европейские поезда не встанут на эти рельсы, и захватчики не смогут использовать Хиджазскую железную дорогу для вторжения в Мекку и Медину.

За все время существования Османской империи ее султаны оказывали помощь мусульманским общинам каждый раз, когда возникала необходимость в этом, и Османское государство было способно ее оказать, в том числе и общинам, находившимся далеко за ее пределами.

Например, в 1500-х годах Османский флот стал ключевой силой в Индийском океане, помогая мусульманам из таких далеких земель, как Индия и Индонезия, в борьбе против португальского колониализма.

Султан Абдулхамид считал своим долгом сделать то же самое в 1800-х годах, особенно с учетом того, что большое число мусульман Африки и Азии находились под гнетом европейского империализма.

Были отправлены делегации в мусульманские государства Африки, такие как Занзибар, с дарами от султана Абдулхамида и просьбой признать Халифа своим защитником от европейского империализма. Такие же делегации были отправлены к мусульманским группам, проживавшим на территории России и Китая.

В 1901-ом году султан Абдулхамид отправил одного из своих советников – Энвера Пашу, наряду с многочисленными исламскими учеными, в Китай. Когда они прибыли в Шанхай, их тепло встретили представители китайской власти, и особенно тепло – местные мусульмане, жившие в Китае уже много столетий.

Позже Абдулхамид окажет значительную помощь в основании мусульманского университета в Пекине, под названием «Пекинский университет Хамидие». Таким образом, Султан Абдулхамид старался объединить и укрепить чувство единения вокруг Халифата у мусульман даже таких далеких земель, как Китай.

Усилия Абдулхамида II привели к тому, что Халиф получил признание мусульман в пятничной молитве, начиная от каждого малого городка Африки и заканчивая крупными мусульманскими общинами Индии и Китая.

В конце 1800-ых годов самым мощным националистическим движением стало формирование европейских евреев: сионизм.

Сионистская идеология преследовала следующую цель: создание еврейского государства на бывших в древности их родиной землях, — Палестине.

Несмотря на то, что европейские евреи были разбросаны по разным частям Европы, уникальная финансовая и политическая власть многочисленных еврейских семей сумела сделать сионизм главной националистической силой конца 18-го века.

Теодор Герцль, основатель сионистского движения, лично обратился к Абдулхамиду II за разрешением на расселение евреев в Палестине.

В обмен на это он предложил халифу 150 миллионов фунтов золота, вместе с помощью Османскому государству в погашении огромных внешних долгов, которые оно имело к тому времени вследствие неудачных реформ и экономического упадка при прежних правителях.

Целью Герцля, разумеется, было не просто переселение в Палестину и проживание в ней под Османской властью, а именно создание отдельного еврейского государства на вырезанной от мусульманских земель территории (как, собственно, и произошло затем в 1948-ом году).

Султан Абдулхамид проявил себя как истинный Халиф всех мусульман, и не возвел экономические интересы Стамбула выше территориальных интересов мусульман, защитив тем самым святость и суверенитет мусульманских земель. Таким был его ответ Герцлю:

«Советую Герцлю не предпринимать никаких дальнейших шагов по его проекту. Я не могу отдать даже горсти этой земли, так как она принадлежит не мне, она принадлежит всей Исламской общине, которая боролась ради этой земли и проливала за нее свою кровь.

Евреи могут сохранить свои миллионы. Если Исламский Халифат в один день уничтожат, то они будут в состоянии взять Палестину без выкупа. Но пока я жив, я скорее воткну меч в свое тело, чем увижу Палестину отрезанной от Исламского государства и отданной другим».

Политическое движение младотурков, образовавшееся внутри Османской империи в 1876-ом году, и выступавшее за ценности и политику, противоположные ценностям и политике султана Абдулхамида, и в данном вопросе стали лоббировать интересы сионистов.

Лидеры младотурков были заинтересованы в сделке с сионистами наряду со свержением султана, и, заручившись серьезной поддержкой врагов халифата, оказывали на султана серьезное давление.

Абдулхамид II в письме своему духовному наставнику описывал прессинг союза сионистов и младотурков, а также свой ответ на их требования:

«Если вы предложите мне все золото мира в придачу к вашим 150 миллионам, я не соглашусь отдать вам эту землю. Я служил исламской религии и общине Мухаммада более тридцати лет, и не очерню белый лист мусульманской истории, истории моих предков – султанов и халифов. По этой причине я никогда не сделаю того, о чем вы просите меня».

Султан Абдулхамид II предотвратил покупку земельных участков в Палестине сионистскими организациями, заявив, что их попытки укорениться там тщетны. Но, в конечном счете движение младотурков, возглавившее Османскую империю после султана Абдулхамида, позволило сионистам выкупать земли Палестины и свободно селиться в ней.

Абдулхамид II был последним из Османских султанов, имевших реальную власть.

Он был свергнут в 1909-ом году все той же политической партией младотурок, – обученными Западом либеральными атеистами, яростно выступавшими против исламизации, основываясь на которой султан Абдулхамид правил империей с 1876-го по 1909-ый года.

После его свержения младотурки избрали султаном его брата Мехмед Решада, который фактически не имел никакой власти, и империя оказалась во власти олигархии трех министров из правительства младотурок.

После Абдулхамида II должность султана занимали еще три человека: Мехмед V, Мехмед VI и Абдульмеджид II, ни один из которых не имел реальной власти. В 1924-ом году Халифат был упразднен новым Турецким парламентом, и Абдульмеджид II вместе со всеми оставшимися членами династии Османов были вынуждены покинуть страну.

Таким образом, Абдулхамид был последним из халифов, имевшим власть над Исламским миром.

Традиция сильного, ответственного Халифа, которая началась с Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в 632-ом году, была продолжена Абдулхамидом и поддерживалась им до конца 1800-х годов, пока не оборвалась в результате его свержения секулярными элементами империи.

Абдулхамид II умер в Стамбуле в 1918-ом году и был похоронен в мавзолее вместе с султанами: Махмудом II и Абдулазизом недалеко от площади Султан Ахмет.

Библиография:

  1. Каролин Финкель (Finkel, Caroline), «Мечта Османов» (Osman’s Dream). Нью-Йорк: Basic Books, 2005. Печать;
  2. Альберт Хабиб Хурани (Hourani, Albert Habib), «История арабских народов» (A History Of The Arab Peoples). Нью-Йорк: MJF Books, 1997. Печать;
  3. Уильям Оксенвальд (W. Ochsenwald) и Сидней Фишер (S. Fisher) (2003), «Ближний Восток: История» (The Middle East: A History) (6 изд.). Нью-Йорк: McGraw Hill.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *