Зайд (Зейд) (араб.) — значение мужского мусульманского имени

Зайд (Зейд) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Зейд Аль-Хайр — один из сахаба Пророка Мухаммада. До того, как он принял Ислам, люди называли его Зейд Аль-Хайль, а после того, как он стал мусульманином, Посланник Аллаhа дал ему имя Зейд Аль-Хайр1.

Вот история о том, как Зейд принял Ислам

Когда весть о Пророке дошла до Зейда Аль-Хайля, его глубоко заинтересовало Единобожие, к которому призывал Посланник Аллаhа.

Он решил лично познакомиться с этим человеком и собрался в путь, пригласив с собой в Медину самых авторитетных людей своего племени.

Таким образом, вместе с Зейдом отправилась большая группа его соплеменников, и среди них — Зирр ибн Садус, Малик ибн Джубейр, ‘Амир ибн Джунейн и многие другие старейшины.

Прибыв в Медину, они направились в мечеть Пророка, привязали своих скакунов у её дверей и зашли внутрь. В тот момент, когда они вошли в мечеть, Посланник Аллаhа читал с минбара проповедь.

Его слова произвели на прибывших сильное впечатление, и, кроме того, их поразила привязанность мусульман к нему и их глубокое внимание к тому, что он говорил. Однако речь Посланника Аллаhа подействовала на Зейда и его спутников по-разному.

Кто-то откликнулся на призыв к истине, а кто-то из-за гордыни отверг её.

Среди тех, кто отказался принять Ислам, был Зирр ибн Садус.

Как только Зирр ибн Садус увидел Пророка и трепетное отношение мусульман к нему — как они внимательно слушают его и с восхищением смотрят на него, в его сердце проникла зависть, и им овладел страх.

Он сказал своим спутникам: «Я вижу, что этот человек может подчинить своей власти всех арабов, но, клянусь Богом, ему не удастся покорить меня». После этого он направился туда, где жили христиане, обрил голову и принял христианство.

А с Зейдом и другими его спутниками дело обстояло иначе. Как только Посланник Аллаhа завершил проповедь, Зейд сразу встал. Он был высоким и красивым. И вот, встав среди мусульман во весь свой высокий рост, он громко произнёс означающее:

«О, Мухаммад, я свидетельствую, что нет создателя, кроме Аллаhа, и свидетельствую, что ты — Посланник Аллаhа». Тогда Пророк Мухаммад подошел к нему и спросил: «Кто ты?»

Зейд ответил: «Я — Зейд Аль-Хайль», а Пророк сказал: «Нет, теперь ты — Зейд Аль-Хайр (Зейд Благой)». И Пророк добавил: «Хвала Аллаhу, Который дал тебе прийти к нам и открыл твое сердце Исламу». С того времени все стали звать Зейда именем, которое дал ему сам Пророк.

Вместе с Зейдом Ислам приняли и его соплеменники, сопровождавшие его. Когда Зейд и его спутники собрались возвращаться на родину в Наджд, Посланник Аллаhа, прощаясь с ними, сказал о Зейде: «Какой прекрасный человек! Сколь многого он достигнет, если убережется от чумы!»

В то время в Медине как раз свирепствовала эпидемия чумы, и Зейд не избежал болезни. Она проявилась, едва он покинул Медину. Но Зейд и его спутники продолжили путь, несмотря на то, что его состояние ухудшалось с каждым часом.

Ведь он хотел успеть добраться до своей родины, чтобы его племя приняло истинную религию именно через него. Но не успел, так как смерть настигла Зейда в дороге.

______________________________

1 хайр’ — по-арабски “хороший”, “добрый”, “превосходный”, а “хайль” — лошадь

Зайд (Зейд) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Зайд (Зейд) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Пророк Мухаммад надевал тюбетейку и повязывал чалму. Однако, внешне передачи хадисов сообщают, что Пророк не всегда, надевал чалму. Чалма Пророка — это то, что он накручивал на голову.

Одежда Пророка Мухаммада — это длинная рубаха, доходящая до середины голени. Если он надевал рубаху или изар [полотно ткани, которое наворачивается на нижнюю часть тела], то они доходили до середины голени. Пророк Мухаммад также надевал джуббу (верхнюю одежду с широкими рукавами), но не постоянно.

Иногда изар и рида (верхнюю накидку, плащ), подобно находящемуся в ихраме Хаджа или Умры. Он находился в Медине, и не было на его теле ничего, кроме изара и рида.

Поэтому Сальман Аль-Фарисий, когда пришел к нему и хотел увидеть в нем признаки, которые упомянул ему его христианский пастырь, сказав, что у Пророка есть три признака: печать пророчества на его спине, он принимает подарки, но не принимает милостыню.

Когда Сальман аль-Фарисий, находясь у Пророка, передал ему еду, Пророк спросил: «Что это?». Он ответил: «Это милостыня», то Пророк не ел её, но ели его сподвижники. Затем он второй раз пришел с едой, Пророк спросил у него: «Что это?». Он ответил: «Это подарок» и тогда Пророк поел её и поели его сподвижники.

Затем, когда Сальман аль-Фарисий зашел за спину Пророка, Пророк Мухаммад снял верхнюю накидку и показал то, что было у него на спине. Сальман Аль-Фарисий увидел печать пророчества. Это доказательство того, что иногда Пророк не надевал ничего кроме изара и рида, подобно мухриму, находящемуся в Хадже.

Зайд (Зейд) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Зайд (Зейд) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Однажды, когда  Абу  Хурайра  шёл  мимо  рынка, обратился  к  его  обитателям:  «О обитатели  рынка, чего  же  вы  ждете?».  Они спросили его: «Что ты имеешь  в  виду,  о  Абу  Хурайра?».

  Он ответил: «Делится наследие Посланника Аллаха Мухаммада, а вы здесь. Почему же вы не пойдете и не возьмете вашу долю из этого?».  Они спросили: «Где это?»  Он сказал: «В мечети».

Они быстро покинули рынок, а Абу Хурайра остался  ждать  их.

Когда они вернулись, он спросил: «Что с  вами?». Они ответили ему: «О, Абу Хурайра, мы пришли в мечеть, но не увидели там  ничего,  что  делилось бы».  Он спросил их: «Вы не  видели в  мечети никого?».

  Они ответили: «Мы видели людей, которые совершают молитву, читают  Коран  и повторяют между собой о дозволенном и запретном».  Тогда Абу  Хурайра  сказал  им:  «Горе вам! Это и есть наследие Мухаммада!».

Знания — это и есть наследие Мухаммада. Великое благо тому, кто занял  себя  приобретением знаний,  стремясь  к  довольству  Аллаха.  Оставить отдых и наслаждения  земной жизни,  чтобы заслужить отдых в последующей жизни, ведь бездействием  не  достичь  высокой  степени.

Стремиться и усердствовать для того, чтобы могила была просторной, наполненной радостью, светом и благом,  чтобы  она  была  подобна  райскому  саду,  и чтобы  увидеть там  свое  место  в  Раю.  Действуй, чтобы чаша  благих  дел  была  тяжелой,  и  чтобы войти  в  райскую  обитель  в  числе  первых,  минуя страх и печаль.

Зайд (Зейд) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Зайд (Зейд) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Идеальная женщина — какая она? Многие ищут ответы на страницах художественной литературы или светских журналов, но ее имя давно известно.

Лучшей женщиной всех времен была, есть и будет Мария — мать Пророка Иисуса. В Священном Коране есть целая сура, названная ее именем. В ней рассказывается о её рождении, жизни и чудесном материнстве.

Мусульмане с почетом и уважением относятся к Марии — матери Пророка Иисуса.

Родословная марии

Мария (араб. Марьям) была благочестивой женщиной из народа Исраиля (потомков Пророка ИаковаИсраиль — это другое имя Пророка Иакова (араб. Якуб)). Ее родословная через Пророка Давида (араб. Даууд) и Пророка Иакова (араб. Якуб) восходит к Пророку Аврааму (араб. Ибраhим). Ее родители были благочестивыми верующими, а опекуном и воспитателем Марии был Пророк Захария (араб. Закарийя).

Все Пророки призывали к Единобожию — вере в Единого Бога, Который создал весь этот мир, а Сам не подобен созданным.

Читайте также:  Таги́р (Тахир) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Рождение марии

Отца Марии звали Имран. Это был благочестивый теолог и глава ученых Иерусалима. Его жена Ханна родила дочь в преклонном возрасте, когда женщины обычно уже не могут иметь детей. Однажды она увидела, как птица кормит своих птенцов, и ее сердце вздрогнуло от желания иметь ребенка.

Ханна попросила Создателя благословить ее — даровать ребенка и дала обет отдать его на служение Всевышнему в Священный храм Иерусалима — мечеть Аль-АксаМечеть Аль-Акса («Дальняя мечеть») — вторая по значимости мусульманская святыня после Каабы. Обе эти мечети построил Адам — первый человек и первый Пророк.

Кааба находится в Мекке, а мечеть Аль-Акса — в Иерусалиме., посвятив свою жизнь поклонению Господу миров. И Бог принял просьбу благочестивой Ханны — она забеременела. Когда она была беременна, то думала, что у нее будет мальчик, но Бог даровал ей девочку.

Ханна дала ей имя Марьям, которое означает «поклоняющаяся Богу», и попросила Создателя защитить ее и ее потомство от дьявола.

Отец Марии умер еще до ее рождения. Когда Мария родилась, Ханна отнесла ее в мечеть Иерусалима согласно данному ей обету, а сама вскоре тоже умерла. Мария росла без родителей, а ее воспитанием и обучением занимался Пророк Захария.

Мария — лучшая из женщин

Мария росла богобоязненной, много поклонялась Богу и достигла особой степени святости ещё до того, как ей исполнилось 14 лет. Она была почитаема и любима среди своего народа. В Священном Коране в суре «Али ‘Имран» сказано означающее, что Всевышний избрал Марию среди всех женщин мира и даровал ей особые чудеса.

Мария — самая лучшая женщина в истории человечества. Бог даровал ей особое чудо — зачать ребенка без мужчины, будучи девственницей.

Благая весть

Однажды Мария пошла за водой к колодцу. Там она встретила прекрасного юношу — это был ангел Гавриил (араб. Джибриль) в человеческом обликеангел может принимать образ мужчины, но без половых органов. Но Мария не знала, что это ангел, и вначале испугалась, оказавшись вдали от дома наедине с незнакомым мужчиной.

Она попросила у Бога защиты от зла. Когда ангел Гавриил увидел страх, охвативший девушку, он сказал: «Не бойся, я не причиню тебе вреда! Я послан к тебе Создателем с благой вестью о том, что у тебя родится прекрасный ребенок, чистый от грехов».

Мария с удивлением спросила: «Как же у меня будет ребенок, если у меня нет мужа?! И я не блудница и не развратница!» Ангел ответил: «Господу не трудно создать ребенка без отца! Бог сделает его знамением для людей и доказательством Своего Всемогущества.

Он пошлёт его как благодать и дар каждому, кто будет следовать за ним и верить в него. Создание этого ребенка без отца — по Воле и Предопределению Всевышнего, и это неизменно!»

Ангел Гавриил принес душу Иисуса, вдохнул ее в тело Марии, и она чудесным образом забеременела.

Воистину, Бог Всемогущ: Он создал Адама без отца и без матери и создал Еву из ребра Адама тоже без отца и без матери. И Богу легко создать человека без отца.

Рождение иисуса

Когда признаки её беременности стали очевидными, Мария ушла от людей, так как сильно переживала, что ее обвинят в прелюбодеянии.

Когда у Марии начались предродовые схватки, она находилась в окрестностях города Вифлеем (араб. Бейт-Ляхм). Она стала искать место, где можно расположиться, и подошла к высохшей финиковой пальме. Сидя под пальмой, Мария мучилась от физической боли и душевных переживаний.

И тогда к ней вновь пришел архангел Гавриил, чтобы успокоить ее. Он указал Марии на маленький ручей, который Бог создал для нее, и сказал, что если потрясти сухую пальму, то та станет зелёной, и спелые финики упадут к ее ногам. Это дало Марии облегчение.

А также ангел повелел ей хранить молчание, когда люди начнут спрашивать о ребенке.

В тот день Мария родила своего сына — Иисуса. Через сорок дней она вернулась в город вместе с ребенком. Увидев Марию с младенцем на руках, люди стали обвинять ее в прелюбодеянии. В ответ она молча указала на своего сына, давая понять, чтобы они обращались к нему.

Люди были возмущены её жестом и подумали, что она насмехается над ними, прося их говорить с новорожденным ребенком. Но в этот момент Иисус, который был всего лишь грудным младенцем, заговорил ясной человеческой речью, какая бывает у взрослых людей. Иисус сказал, означающее: «Я — раб Бога. Он даст мне Священное Писание и сделает меня Пророком.

Он создал меня благословенным, где бы я ни был, и повелел мне выполнять Намаз, давать Закят, пока я жив, и быть добрым к своей матери, и не сделал меня высокомерным и непокорным. И был мир в день, когда я родился, и будет в день, когда я умру, и в день, когда я буду вновь возвращен к жизни (в Судный День)».

Это было чудо, дарованное Иисусу Создателем, чтобы люди не порочили чистое имя его матери — святой Марии и ее опекуна Пророка Захарии.

На долю святой Марии выпало много испытаний. Когда до царя Ирода дошла весть о необычном ребенке, родившемся в Вифлееме, он испугался и приказал убить всех младенцев.

Чтобы спасти своего сына от смерти, Мария с маленьким Иисусом переехала в Египет. Мария обучала сына разным ремеслам, а сама пряла и этим зарабатывала на жизнь.

В Египте они жили до смерти Ирода, а затем вновь вернулись на родину — в Палестину. Иисусу к этому времени исполнилось 12 лет.

Когда святая Мария умерла, в каком возрасте и где похоронена, неизвестно.

Великие блага, которые Всевышний даровал святой Марии:

  1. До Марии в служение при храмах принимались только мальчики, но благодаря обету ее матери она тоже была принята. И она была единственной девочкой в истории мечети Аль-Акса, принятой для служения при храме.

  2. Отец Марии был ученым, а ее воспитатель — Пророком.
  3. Мария выросла под опекой Пророка Захарии и изучала религию у него.
  4. У Марии было много караматов (чудес), например, в ее комнате зимой появлялись летние фрукты, а летом — зимние.

  5. Мария неоднократно видела архангела Гавриила и говорила с ним.
  6. Ее имя — единственное женское имя, упомянутое в Священном Коране.

  7. В своей земной жизни Мария никогда не была замужем, а в Раю она будет женой самого лучшего и почетного из созданных — Пророка Мухаммада.

______________

1             Исра’иль — это другое имя Пророка Иакова (араб. Я’куб)
2             Мечеть Аль-Акса («Дальняя мечеть») — вторая по значимости мусульманская святыня после Каабы. Обе эти мечети построил Адам — первый человек и первый Пророк. Кааба находится в Мекке, а мечеть Аль-Акса — в Иерусалиме.

3             ангел может принимать образ мужчины, но без половых органов

Зайд (Зейд) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Зейд ибн Хариса

Зайд (Зейд) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Зейд ибн Ха́риса аль-Кальби (араб. زيد بن حارثة الكلبي‎; 588, Саудовская Аравия — 629, Мута) — сподвижник пророка Мухаммеда, его приёмный сын и вольноотпущенник. В Коране упоминается как Зайд.

Биография

Его полное имя: Зайд ибн Хариса ибн Шурахиль ибн Абд аль-Узза.

Попав в раннем детстве в плен Зайд ибн Хариса был выкуплен Хакимом ибн Хазамом и подарен Хадидже бинт Хувайлид, а выйдя замуж за пророка Мухаммеда, Хадиджа отдала Зайда своему мужу.

Зайд был вторым человеком принявших ислам, а после него это сделала его жена Умм Аймун[1]. Зайд ибн Хариса был одним из самых любимых сподвижников пророка Мухаммада[2].

Читайте также:  Сами́р (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Усыновление

До начала пророческой миссии, пророк Мухаммад объявил Зайда своим сыном и наследником. После усыновления его звали Зайд ибн Мухаммад, пока не был ниспослан аят Корана запрещающий давать приёмным детям имена их опекунов[3].

Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими. Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах – Прощающий, Милосердный.
 33:5 (Кулиев)

Переселение в Таиф

Когда пророк Мухаммед отправился в Таиф вместе с Али ибн Абу Талибом, вместе с ними был и Зайд ибн Хариса. Жители Таифа не приняли их, стали притеснять и закидывать камнями. Зайд защищал пророка Мухаммеда своим телом и поранил голову.

Женитьба на Зайнаб бинт Джахш

С усыновлением связана история женитьбы пророка Мухаммада на Зайнаб бинт Джахш, которая до этого была женой Зайда. Факт женитьбы на жене приёмного сына очень не понравился мекканским язычникам, но не противоречил шариату. Этим браком пророк Мухаммад показал своё пренебрежение языческим законом и верховенство исламского.

Ещё одним поводом для нападок со стороны многобожников было то, что Зайд был рабом, хоть и бывшим, а Зайнаб происходила из знатной семьи. По мекканским законам такой брак между людьми разных сословий не был возможен, но это никак не остановило брак между Зайдом и Зайнаб.

Стоит также отметить, что разница в происхождении послужило причиной для развода Зайда, который так и не смог приспособиться к такому брачному союзу.

Об истории женитьбы Зайда на Зайнаб бинт Джахш говорится в Коране.

Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду, сыну Харисы): «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха». Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его. Когда же Зейд удовлетворил с ней своё желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними своё желание. Веление Аллаха обязательно исполняется!
 33:37 (Кулиев)
Военная деятельность

Зайд ибн Хариса был хорошим стрелком и участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде, Хандаке, Худайбияте, Хайбаре, Муте и других битвах. Он также был предводителем мусульманских войск в походах «Фардат», «Джамум», «Аийс», «Тараф», «Хашими», «Фазафиз» и других.

Смерть

В 629 году (8 г. хиджры) пророк Мухаммед назначил Зайд ибн Хариса предводителем трёхтысячного войска которому предстояло встретиться с византийцами в битве при Муте. Зайд погиб во время этой битвы, неся знамя мусульман. Смерть Зайда ибн Хариса стала тяжёлой утратой для пророка Мухаммеда, который очень любил его.

Зайд (Зейд) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Шейх Зайд Аль-Нахайян

Его отец взошел на престол в 1922 году, а в 1926 году был убит. К власти пришел Шейх Сакр, но уже в 1928 году он был убит. На престол взошел старший брат Шейха Зайда – Шейх Шакбут. Теоретически, шансов на трон у Шейха Зайда не было.

Видя эту череду убийств, мать четырех сыновей Салама бинт-Бутти Аль-Кубаиси взяла с них клятву никогда не использовать насилие друг против друга. Эту клятву они сдержали.

В детстве Шейх Зайд получил минимальное образование: научился читать и писать, выучил стихи Корана и основы Ислама.

С 1927 года он жил в Аль-Айне в пустыне с бедуинами, учил их способы выживания в суровых условиях Аравийской пустыни.

Именно пустыня сформировала характер будущего президента, воспитала терпение, стратегическое мышление и мудрость, за которые потом его называли «Арабский мудрец».

Зайд (Зейд) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Губернатор Востока

В 1946 году Шейха Зайда назначили губернатором восточного региона эмирата Абу-Даби (с центром в Аль-Айн). Этот регион был беднее побережья, часто случались эпидемии. Молодой Зайд проявил себя очень активно. Он лично курировал развитие системы орошения фаладж, провел реформу системы распределения воды.

В 1952 году небольшие силы из Саудовской Аравии под командованием Турки ибн-Абдула Аль-Отаишана захватила деревню Хамаса в оазисе Бурами. Шейх Зайд не имел серьезных военных сил для боя, однако не сдавался в отстаивании территориальных интересов Абу-Даби.

Саудовская Аравия хотела разрабатывать на этом месте нефтяное месторождение. Шейх Зайд отказался от взятки от нефтяной компании Арамко (Саудовской Аравии) в размере 30 миллионов фунтов.

Шейх Зайд и его брат Шейх Хазза выступили в трибунале в Женеве и доказали факты агрессии. После решения трибунала в пользу Абу-Даби, силы Великобритании отбили оазис Бурами силами подразделения Оманских скаутов. Территориальный спор за оазис Бурами полностью разрешился только в 1974 году.

Спор за оазис Бурами был дележом не просто куска пустыни, это была борьба за нефть. Именно этот конфликт показал, какое значение в регионе имеет контроль за нефтью.

Зайд (Зейд) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Эмир Абу-Даби

В 1958 году в Абу-Даби нашли нефть, в 1962 году состоялась первая отгрузка. Правящий Шейх Шахбут не спешил тратить нефтяные деньги на развитие страны, он предпочитал их накапливать.

Правящая семья была недовольна таким течением дел, правителя решено было сменить. Уже показавший себя Шейх Зайд оказался лучшим претендентом на трон, несмотря на то, что был младшим сыном.

7 августа 1966 года отряд Оманских скаутов арестовал Шейха Шахбута и посадил на самолет в Лондон. Шейх Зайд был объявлен новым эмиром Абу-Даби. Бескровный переворот был полностью поддержан англичанами, а Шейх Зайд выполнил данную матери клятву – никакого насилия.

После воцарения Шейх Зайд начал активное развитие эмирата. Начали строиться дома, школы, больницы. В эмират приглашали специалистов из разных стран, платили очень щедро. Многим иностранцам тогда предлагали гражданство, но желающих тогда было немного.

Город Абу-Даби и Катсухиро Такахаши

В 1966 году город Абу-Даби был совсем небольшим – всего 40 000 человек. Шейх Зайд увидел гигантские перспективы, хотел сделать его современным мегаполисом.

Для планирования города он пригласил японского инженера Катсухиро Такахаши. В Абу-Даби не было посольства Японии, и Шейх Зайд сделал приглашение через посольство в Кувейте.

Единственный сподвижник, чьё имя упомянуто в Коране

Всевышний Аллах упоминает в Священном Коране многих пророков (мир им) и праведников по именам. Также о многих сподвижниках (да будет доволен ими всеми Аллах) были ниспосланы аяты Корана, но их имена не были упомянуты в Книге Всевышнего.

Единственным из сподвижников Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) , кого Всевышний упомянул в Коране по имени, является Зайд ибн Хариса (радыяллаху ‘анху); его называли любимцем Посланника Аллаха ﷺ. (Аз Захаби, «Сияр а‘лям ан-нубаля»)

Приёмный сын Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)  Зайд ибн Хариса происходил из древнего племени Кальб. Он родился за 35 лет до начала пророческой миссии Мух’аммада (салляллаху алейхи ва саллям) . Зайд, который был младше Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)  на пять лет, был Его вольноотпущенником и приёмным сыном.

Как Зайд стал невольником

Великий сподвижник Зайд ибн Хариса ибн Шурахбиль ибн Ка‘б ибн ‘Абд аль-‘Узза попал в плен во времена джахилии. Однажды мать Зайда вышла вместе с ним в путь с целью посетить своих соплеменников из Бану Ма‘ан.

По пути на них напали всадники из племени Бану Аль-Кайн Джиср. Они захватили Зайда и привезли на невольничий рынок Оказа. Там его купил Аль-Хаким ибн Хузам для своей тёти Хадиджи бинт Хувайлид (радыяллаху ‘анха).

Читайте также:  Абду-р-Раши́д (Абдрашит, Габдрашит) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

В дальнейшем Хадиджа подарила его Мух’аммаду (салляллаху алейхи ва саллям) , случилось это до его пророческой миссии. Потом люди из племени Кальб, прибывшие в Мекку на паломничество, увидели Зайда и узнали его. По возвращении домой эти люди рассказали отцу Зайда о том, где и с кем находится его сын.

Узнав о местонахождении сына, Хариса ибн Шурахбиль вместе со своим братом Ка‘бом отправился в Мекку, чтобы выкупить Зайда.

Сразу по прибытии в Мекку они пришли к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям)  и сказали: «О сын ‘Абдульмутталиба, о сын Хашима, о господин своего племени, мы пришли к тебе по поводу нашего сына, который находится у тебя. Будь милосерден к нам, будь добр и отпусти его за выкуп».

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям)  спросил: «Кто он?» Они ответили: «Зайд ибн Хариса». Тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)  сказал: «Как было бы хорошо, если бы вы искали кого-то другого».

Они спросили: «Почему так?» Пророк (салляллаху алейхи ва саллям)  сказал: «Позовите его и дайте ему право выбора.

Если он выберет вас, он пойдёт с вами, а если он выберет меня, клянусь Аллахом, я не тот, кто предпочтёт другого тому, кто выбрал меня».

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)  позвал Зайда и спросил у него: «Ты знаешь этих людей?» Зайд ответил: «Да, это мой отец, а это мой дядя».

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям)  сказал: «Ты меня узнал, увидел моё отношение к тебе. Так выбери – я или они». Зайд сказал: «Я не желаю их. Я не тот, кто выберет кого-то, кроме тебя.

Ты мне вместо отца и дяди».

Отец и дядя Зайда сказали: «Горе тебе! Неужели ты выбираешь рабство и отказываешься от свободы, семьи и родных?» Он ответил: «Да. Я увидел в этом человеке то, что не позволяет мне выбрать никого другого, кроме него».

Когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)  увидел всё это, он вывел Зайда в Хиджр (определённое место в Мечети Аль-Харам северо-западнее Каабы) и сказал: «О присутствующие, свидетельствуйте, что Зайд мой сын, он наследует от меня, и я наследую от него». Увидев это, отец и дядя Зайда ушли довольными. (Ибн ‘Асакир, «Тарих Димашк»)

Итак, по арабскому обычаю того времени Пророк (салляллаху алейхи ва саллям)  усыновил Зайда и дал ему имя Зайд ибн Мух’аммад (Зайд сын Мух’аммада). А после того как Всевышний Аллах запретил усыновлять и называть приёмных сыновей своими сыновьями, Зайда начали называть по имени его отца – Зайдом ибн Хариса.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

مَا كُنَّا نَدْعُو زَيْدَ بْنَ حَارِثَةَ إِلَّا زَيْدَ بْنَ مُحَمَّدٍ حَتَّى نَزَلَ فِي الْقُرْآنِ: ادْعُوهُمْ لِآبَائِهِمْ هُوَ أَقْسَطُ عِنْدَ اللهِ

«Мы звали Зайда ибн Хариса только Зайдом Ибн Мух’аммадом до тех пор, пока в Коране не был ниспослан аят: «Зовите их (тех, кого вы сделали своими приёмными сыновьями) по их настоящим отцам. Это справедливее перед Аллахом». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ахзаб: 5)». (Бухари, 4782; Муслим, 2425; Тирмизи, 3209)

Зайд принимает Ислам

Когда Пророку (салляллаху алейхи ва саллям)  было ниспослано первое откровение, Зайду было 34 года. И он первым из числа вольноотпущенников принял Ислам. В некоторых преданиях сообщается даже, что он был первым из мужчин, кто принял Ислам, но это объясняют тем, что он был первым вольноотпущенником, принявшим Ислам.

Зайд так любил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) , что старался везде быть рядом с ним. Единственным спутником Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)  в путешествии в Таиф был именно Зайд.

Когда жители Таифа отказались принять Ислам и натравили безумцев и детей на них и те начали бросать в Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)  камни, Зайд своим телом закрывал его, чтобы камни не попали в него.

История Зайда в Коране

Зайд ибн Хариса был одним из сподвижников, о которых были ниспосланы аяты Корана. Однако лишь один Зайд упоминается в Коране по имени. Поэтому он считается единственным сподвижником, чьё имя названо в Коране.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَإِذْ تَقُولُ لِلَّذِي أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِ وَأَنْعَمْتَ عَلَيْهِ أَمْسِكْ عَلَيْكَ زَوْجَكَ وَاتَّقِ اللَّهَ وَتُخْفِي فِي نَفْسِكَ مَا اللَّهُ مُبْدِيهِ وَتَخْشَى النَّاسَ وَاللَّهُ أَحَقُّ أَنْ تَخْشَاهُ ۖ فَلَمَّا قَضَىٰ زَيْدٌ مِنْهَا وَطَرًا زَوَّجْنَاكَهَا لِكَيْ لَا يَكُونَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ حَرَجٌ فِي أَزْوَاجِ أَدْعِيَائِهِمْ إِذَا قَضَوْا مِنْهُنَّ وَطَرًا ۚ وَكَانَ أَمْرُ اللَّهِ مَفْعُولًا

«И вот ты, о Посланник, говоришь тому, кого Аллах облагодетельствовал верой и кого ты сам облагодетельствовал, освободив из рабства и затем усыновив, [сподвижнику по имени Зайд бин Хариса]: «Удержи при себе свою жену (не разводись с Зайнаб бинт Джахш) и остерегайся Аллаха!» И ты, о Мухаммад, скрывал в своей душе то, на что Аллах прольёт свет: желание жениться на ней, если Зайд разведётся с ней.

И ты боялся, что люди скажут, что Мухаммад женился на бывшей жене своего сына, но Аллаха следует бояться больше, а также следует объявить о ниспосланном откровении, согласно которому ты женишься на ней после того, как Зайд разведётся с ней.

После того же, как Зайд удовлетворил своё желание по отношению к ней и затем развёлся, Мы женили тебя, о Мух’аммад, на ней, чтобы для верующих не было затруднений в отношении жён их приёмных сыновей, когда они удовлетворят свои желания в отношении своих жён. И веление Аллаха обязательно исполняется». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ахзаб: 37)

  • Именно в этом аяте упоминается имя Зайда ибн Хариса, и кроме него, больше никто из сподвижников не упоминается в Коране.
  • Этой женитьбой Пророка Мух’аммада (салляллаху алейхи ва саллям)  Всевышний Аллах отменил доисламский обычай, когда разведённая жена приёмного сына была запретна для брака с приёмным отцом.
  • Основной же причиной ниспослания этого аята было разъяснение того, что приёмные сыновья не являются действительными сыновьями и по отношению к ним не действуют правила, которые применяются к сыновьям, и жениться на их бывших жёнах дозволяется.

Смерть Зайда ибн Хариса

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям)  отправил трёхтысячное войско против византийцев в Балку, где незадолго до этого византийцы убили мусульманского посла. Командование войском он поручил Зайду ибн Харисе. Вручив ему знамя, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)  сказал воинам:

زيدٌ بن حارثةَ أمير الناس، فإن قُتِل زيدٌ فجعفرُ بن أبي طالب، فإن قُتِل جعفرُ فعبد الله بن رَوَاحة

«Зайд ибн Хариса командир мусульман. Если Зайда убьют, командование примет Джа‘фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа‘фар, пусть командует Абдулла ибн Раваха». (Ибн Касир, «Аль-Бидая ва ан-нихая»)

Все трое пали мучениками в этой битве. Так Зайд ибн Хариса погиб в возрасте 55 лет.

Источник

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *