Саля́м (Салам) (араб.) — значение мужского мусульманского имени

  • 11:00 , 24 августа 2021
  • Время чтения: 3 мин
  • 1570

Саля́м (Салам) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

  1. Всевышний обещал верующим, постоянно поминающим Аллаха, Свое прощение и великую награду.
  2. Наш любимый Пророк ﷺ сказал об этом следующее: «Поминающий своего Господа и непоминающий своего Господа подобны живому и мёртвому» (Бухари, Муслим).
  3. Согласно Корану и сунне, желательно совершать зикр прекрасными именами Всевышнего и с пониманием их смысла.

Что значат имена Ас-Салям и Аль-Муъмин?

Саля́м (Салам) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

6. السَلامُ

Ас-Салям

  • Ас-Салям – Тот, кто чист от всех недостатков.
  • Имя близко по значению к Аль-Куддус.
  • В Коране сказано:

هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ الْعَزِيزُ الْجَبَّارُ الْمُتَكَبِّرُ
سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يُشْرِكُونَ

«Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи» (Аль-Хашр, 23).

Имам Ас-Сануси писал: «Другое толкование: Властелин, оберегающий кого пожелает из своих рабов от бед и несчастий в обоих мирах. дарующий им мир и безопасность. Третье толкование: Тот, Кто приветствует салямом верующих в Раю».

Согласно хадисам имама Муслима и других, после намаза Пророк ﷺ говорил:

اللهُمَّ أَنْتَ السَّلَامُ وَمِنْكَ السَّلَامُ، تَبَارَكْتَ ذَا الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ

«О, Аллах, Ты – Мир и от Тебя – мир, благословен Ты, о, Обладатель величия и щедрости».

Саля́м (Салам) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

7. المُؤْمِنُ

Аль-Муъмин

Аль-Муъмин – Тот, Кто подтверждает Свою правоту и правоту верующих.

Ас-Сануси поясняет значение имени: «Тот, Кто подтверждает правоту Своих пророков и посланников, мир им всем, аятами Своей Книги и чудесами (муʼджизат)».

Саля́м (Салам) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Имена Всевышнего: Аль-Малик, Аль-Куддус

Всевышний Аллах обладает наивысшим величием и совершенными качествами, Он наделил Себя множествами самых прекрасных имен. Как часто вы повторяете эти имена?

Islam Today

Приветствие в Исламе

Саля́м (Салам) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Приветствие мусульман или «салям» имеет давнюю традицию в Исламе, мусульмане приветствуют друг друга со словами «Ас-саляму алейкум» — эти слова означают в Исламе пожелание друг другу мира, ведь дословно в переводе с арабского языка слова «Ас-салям алейкум» означают «мир вам». Это приветствие короткой формы, и на него мусульмане отвечают друг другу минимум словами «уа-алейкум ас-салям», что в переводе с арабского означает «и вам мир».

То, как здороваются мусульмане в Исламе и какими словами обмениваются во время приветствия, — очень важная часть исламской культуры, если учитывать этимологию слов приветствия мусульман.

«Ас-салям» с арабского языка переводится в значениях «мир», «благополучие», «здравие», «сохранность». Эти слова являются также одним из девяноста девяти имен Всевышнего, и это имя Аллаха, которое означает «Дарующий мир и благополучие», и имя, обозначающее «Пречистый, не имеющий никаких недостатков».

Корень «салям» в арабском языке является важным и обладающим целым спектром значений: производными от корня «салям» являются такие слова, как «мусульманин» или «муслим», это понятие подразумевает человека, который искренне соблюдают повеления Всевышнего Аллаха, а своими действия и поступками в жизни не только внушает ощущение безопасности и надежности окружающим, но и обладает незамутненным взглядом на себя самого и окружающий мир, придерживается здорового образа жизни, мыслящего ясно и трезво.

Когда при приветствии мусульманин говорит «салям» другому мусульманину, это означает по Исламу, что он желает ему здравия и благополучия от Всевышнего Аллаха и желает ему защиты Аллаха от всего негативного и плохого.

Виды приветствия

Саля́м (Салам) (араб.) - значение мужского мусульманского имени
Слово «Ас-саляму алейкум» на арабском

Приветствие мусульман или салама, саляма в Исламе имеет и полную форму. Полная форма приветствия мусульман звучит как «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух», и дословно эти слова означают в переводе с арабского языка «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение». Ответ на него звучит как «Ва-алейкум ас-салям ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух» и в переводе с арабского языка переводится как «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение». Тирмизи передает случай о том, как Пророка Мухаммада ﷺ посетил мусульманин, который зашел и произнес приветствие «Ас-саляму алейкум!», и в ответ его поприветствовали и он сел, а Посланник Аллаха сказал: «Десять». Когда этот человек сел, вошел еще один мусульманин и сказал «Ас-салааму алейкум ва рахматуллах!», и тоже его поприветствовали в ответ, а Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Двадцать». Когда же третий мусульманин вошел и произнес приветствие «Ас-салааму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!», и ему ответили, Посланник Аллаха сказал: «Тридцать». Произнося эти числа, Пророк Мухаммад ﷺ сообщал, какое вознаграждение получит каждый мусульманин, который поприветствовал своего брата по вере.

Исходя из вышеприведенного хадиса приветствие мусульман друг другу можно разделить на несколько видов, лучшим из которых является произнесение фразы «ас-саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуХу«, на что должен последовать ответ «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуХу«, более низким по степени награды является приветствие «ас-саляму алейкум ва рахматуЛлах«, на него мусульманин должен ответить такой же формулировкой «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлах» или лучше «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуХу«, как об этом сказал Пророк Мухаммад ﷺ, чтобы мусульманин отвечал также или лучшим приветствием. Повседневным приветствием мусульман и меньшим по степени награды является приветствие «ас-саляму алейкум» и ответ на него «ва алейкум ассалям«, при этом если тот кого поприветствовали ответит «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлах» или «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуХу» — то он последует сунне Пророка Мухаммада ﷺ и получит большую награду за свое ответное приветствие. 

Саля́м (Салам) (араб.) - значение мужского мусульманского имени
Лучшее полное приветствие у мусульман: «ас-саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуХу» (на арабском)

У мусульман в Исламе различается две формы приветствия: первая форма приветствия в Исламе звучит как «ас-саляму алейкум», а вторая форма звучит как «салямун алейкум», где не употребляется артикль «аль», и первая форма, и вторая используется мусульманами в повседневной жизни, но достойнее звучит все-таки первая форма.

Такая формулировка как «алейка-с-салям» или «саляму Ллахи аляйка» нежелательна для приветствия, поскольку ее используют для употребления в адрес уже покойных, умерших людей.

Этика поведения мусульманина в применении приветствия

В Исламе существует особая этика приветствия, соблюдение которой очень важны, и каждый верующий мусульманин должен здороваться, придерживаясь ее, чтобы быть человеком воспитанным и культурным, и чтобы заслужить довольство и благословение своего Господа Всевышнего Аллаха. Распространение саляма является сунной, и приветствовать — это одна из самых важных сунн в Исламе, завещанных Пророком Мухаммадом ﷺ, ведь так мусульмане способствуют распространению безопасности среди людей.

Пророк Мухаммад ﷺ, как передают в достоверных хадисах, побуждал своих сподвижников приветствовать друг друга салямом, и делал это неоднократно. Об этом сказано в хадисе, переданном Абу Хурайрой в сборнике Муслима.

Приводятся слова Посланника Всевышнего ﷺ о том, что верующие не смогут войти в рай, пока не уверуют в полной мере, но уверовать в полной мере не смогут они до тех пор, пока они не станут искренне любить друг друга.

И после этих слов Пророк Мухаммад ﷺ указал сподвижникам на тот путь, который сможет их привести к взаимной любви. Этот путь: распространение между собой саляма.

Пока верующий мусульманин не поприветствует хозяев дома и не спросит разрешения войти в дом, он не должен входить в чужие дома. Такое поведение, соответствующее нормам Ислама, является благом для самого же верующего, и ему не следует забывать об этом никогда.

При встрече слова приветствия должны быть первыми по этикету. Абу Ну‘ейм в книге “аль-Хилья” передал хадис: “Не отвечайте тому, кто начал разговор прежде, чем поздоровался”.

Разговор должен начинаться с саляма, и приветствие следует произносить громко, чтобы человек, к которому это приветствие было обращено, обязательно и отчетливо его услышал.

Если встречаются два мусульманина и приветствуют друг друга, то обязательно каждый из них должен ответить на приветствие.

Каждый раз, когда мусульманин входит в дом, ему желательно своих домочадцев приветствовать, давать салям членам своей семьи.

Об этом сказано в Священной Книге Коран: «Когда заходите в дом, поприветствуйте себя [или, если есть кто дома, – своих близких, родных] доброжелательным, благодатным приветствием от Бога [моля Всевышнего о мире, милости и благополучии для обитателей].

Таким образом Господь раскрывает вам знамения ради вашего благоразумия, столь необходимого в поведении, делах и поступках» (сура Ан-Нур | Свет, аят 61).

В сборнике хадисов Тирмизи рассказано, что однажды Пророк Мухаммад ﷺ сказал Анасу, чтобы он приветствовал членов своей семьи, когда входит в дом, и это будет благословением не только для него самого, но и для членов его семьи.

Если же мусульманин заходит в пустой дом, то даже если в нем никого нет, то все равно он должен сказать слова «ас-саляму аляйна ва аля ибадилляхи-с-салихин», пожелав тем самым благополучия и мира всем праведным рабам Божьим».

Если мусульмане, приветствующие друг друга, различаются по возрасту, то младший должен поприветствовать старшего первым, всадник (человек за рулем) должен первым здороваться с пешим, идущий, должен первым приветствовать сидящего, а если приветствием обмениваются группы мусульман, то меньшая группа должна первой поприветствовать большую.

Об этом говорил Пророк Мухаммад ﷺ, как об этом рассказывает Абу Хурайра в сборнике хадисов, переданным Муслимом и Бухари. Если эта последовательность и не будет соблюдена, это все равно будет засчитано, но ответить на салям следует обязательно, в какой бы последовательности это ни происходило.

Если мусульмане встречаются повторно друг с другом, то и обмениваться приветствиями им следует повторно.

Об этом сказано в хадисе, переданном от Абу Хурайры: Пророк предписывал, чтобы мусульмане, встретив брата по вере, приветствовали его, и если между ними будет преграда, будь то стена, дерево или камень, следует поприветствовать его тогда, когда встретится с ним лицом к лицу.

Читайте также:  Акра́м (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Салям может быть передан и третьему лицу, но если мусульманину передали салям через кого-то, то он обязан отвечать и на этот салям тоже.

Отвечая на салям, мусульманин должен сначала произнести приветствие тому, через кого был передан салям, и лучше для этого использовать такие слова: «ва алейка ва аляйхи-с-салям» — эти слова означают пожелания того, чтобы Всевышний Аллах сохранил человека, который передал салям, и того, через кого он был передан, от плохого.

Если салям вам был передан в письме, то на такое приветствие тоже следует отвечать обязательно, когда выпадет возможность читать письмо.

Говоря «салям» друг другу, мусульмане достигают договоренности, что они воздержатся от посягательства на безопасность и жизнь друг друга, на имущество и честь друг друга.

Распространение саляма подразумевает в Исламе также разоблачение того, кто перестал подчиняться нормам Ислама и задумал что-то плохое.

Если мусульманин дает салям, он требует от другого мусульманина ответ, то есть соблюдения и выполнения норм исламской религии – проявления братства, любви, взаимопомощи.

Как приветствуют немусульман?

Немусульманину салям не дают, потому что «Салам» представляет собой вид молитвы, поэтому им приветствуют только мусульман, а немусульман можно приветствовать любым другим способом. Но немусульмане могут сами поприветствовать мусульманина словами «Ассаламу алейкум», и на это приветствие следует ответить словами «уа алейкум».

Кого нельзя приветствовать?

Есть предписания Шариата о том, кого приветствовать нежелательно или даже запрещено.

Нежелательно, чтобы мужчина мусульманин приветствовал постороннюю женщину, с которой нормы Ислама запрещают возможность брака, если речь идет не о женщине, которая обладает неприятной внешностью, или о женщине преклонных лет, то есть нет причины заподозрить мужчину в дурных помыслах – тогда приветствие таких женщин со стороны мужчины не будет порицаться.

Здороваться с человеком, который находится в бане, тоже нежелательно, если он нагой, а также не нужно приветствовать такого человека, который слишком занят, чтобы ответить на приветствие или не имеет из-за занятости такой возможности.

Не нужно здороваться с тем, кто занимается в данный момент изучением религиозных наук. Также не следует приветствовать муэдзина, который оглашает призыв на молитву, икамат и азан. Также не следует здороваться с судьей, если идет судебный процесс, и с лектором, который читает лекцию.

Если таких людей все-таки приветствуют, то они могут не отвечать на приветствия, на них такая обязанность не распространяется.

Пользы от приветствия

Тот мусульманин, который первым здоровается с другим, будет самым близким Всевышнему Аллаху – об этом сказано в хадисе, переданном Абу Даудом в его сборнике от Абу Умамы Судайй ибн Аджлян аль-Бахили.

Приветствие в Исламе – это сунна, и эта сунна может быть персональной или суннату-айн, и тогда салям дает один человек, а может быть и суннату-кифая или коллективной, и тогда приветствие выполняет группа, даже если салям дает из этой группы только один человек, все равно приветствие будет исполнено. Но лучше, если салям произнесут все члены этой группы, и каждый из мусульман, кто произнес его, получит за совершение сунны воздаяние.

Обязательно ли приветствовать друг друга?

Ханафитский мазхаб в ряде случаев считает салям обязательным по Исламу: всадник или тот, кто находится за рулем, обязательно должен произносить салям, если встретится с пешим в местности пустынной или безлюдной. Таким приветствием он словно дает понять встречному пешему, что злых намерений у него нет и настроен он доброжелательно.

Шафиитский и ханафитский мазхабы считают, что в Исламе сунна зачитывается в приветствии только если используются слова «салямун алейкум» или «ас-саляму алейкум», даже если оно произносится одному человеку.

Мусульманин не только своего брата по вере приветствует, но и тех ангелов-хранителей, который приставлены к нему, а также тех ангелов, которые приставлены к человеку для того, чтобы вести учет всех его деяний в жизни.

Маликитский мазхаб придерживается мнения, что салям не будет засчитан, если слова приветствия будут хотя бы немного изменены: будет сказано «ва салямун аляйкум» вместо «ас-саляму аляйкум».

Ханбалитский мазхаб считает, что салям будет засчитан и в единственном числе, то есть если его формулировка будет как «ас-саляму алейка».

Отвечать на приветствие — обязанность в Исламе

Приветствие в Исламе – это сунна, а вот ответ на него в Исламе – это уже фарз (фард), поскольку в Священной Книге Коран было сказано, что если мусульманина приветствуют, то ответить лучше более полным или минимум таким же приветствием, каким здоровался с вами другой мусульманин. И все это принимается в расчет Всевышним Аллахом.

Отвечать на приветствие – это фарз-уль-айн по Исламу или персональная обязанность, если поприветствовали только одного мусульманина, а если приветствие прозвучало для нескольких мусульман, то это уже фарз-уль-кифая или коллективная обязанность, то есть ответить на приветствие, прозвучавшее для коллектива, достаточно только одному человеку, и если все остальные промолчат, то на них не будет от этого греха. Но если никто из этой группы мусульман не ответит, то грех падет на всех из этой группы, и всем им придется совершить покаяние.

На салям следует отвечать сразу же, как только он будет принесен, и нельзя откладывать ответ, если нет на это причины: ответ следует говорить ясно и четко, чтобы его услышал тот, кто произнес приветствие, и если этот человек не услышал ответ, то за мусульманином остается незасчитанной обязанность ответить на салям.

Может случиться так, что человек, который поприветствовал слабослышащий или глухой, и тогда ответить следует жестом или мимикой так, чтобы он понял, что вы отвечаете ему.

На приветствие по Исламу можно ответить коротко – формой «уа-алейкум ас-салям», но мусульманин должен не забывать, что аят 86 четвертой суры Священной Книги Коран гласит, что в полной форме ответ на приветствие всегда будет лучше, чем в краткой: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь«.

Здравствуйте в исламе: как обращаться к мужчине, женщине, противоположному полу

Давно привычное приветствие «Ас-саляму алайкум» на самом деле имеет очень давнюю историю. Мусульмане приветствуют этими словами своих братьев, сестёр, желая им мира, и в ответ получают пожелание «Ваалейкум ас-салям», которое переводится как «И вам мир!».

Приветствие уходит корнями в истоки Ислама, а конкретно «Ас-салям» с арабского языка переводится как «мир», «благополучие», «здравие», «сохранность» и является одним из 99 имён Всевышнего, обозначающее «Дарующий мир и благополучие».

Именно поэтому приветствие в Исламе, или иначе «салам» важно произносить, когда встречаешь своего брата или сестру по вере. Здесь мы постараемся ответить на вопрос «Как здороваются мусульмане».

Обязательно ли приветствовать друг друга?

Если мусульманин при встрече говорит другому мусульманину «Ас-саляму алейкум», это означает пожелание мира, здоровья и чистоты помыслов и дел собрата.

Таким образом, мусульманин желает всего наилучшего, одновременно с этим демонстрируя свои намерения и прося у Всевышнего защиты того человека, что повстречался в пути – это доброе дело. Поэтому необходимо ответить на салям (привет по мусульмански), даже если он происходит от незнакомца.

Также приветствуется поздороваться с мусульманином в пятницу после намаза – такое приветствие будет идти от чистого сердца.

Форма и порядок мусульманского приветствия

На вопрос как здороваются мусульмане и как ответить, нельзя дать чёткого и определённого ответа – приветствие может отличаться как по региональному признаку, так и по-родственному, так и по половому – к примеру, многие мужчины мусульмане при встрече пожимают руки, кто-то при этом может приобнять встречного. Разумеется, такое приветствие не подходит при встрече с мусульманкой, или с женщиной старше себя (не являющихся прямыми родственниками). Но всегда корень приветствия заключается в пожеланиях мира и всевозможных благ.

Согласно хадису, переданному ат-Термизи, где говорится о том, как правильно поздороваться по мусульмански, слова приветствия необходимо говорить, когда входишь в дом, тем самым благословляя как само строение, так и живущих в нём.

Согласно хадисам, переданным аль-Бухари, младшие должны первыми приветствовать старших – это правило касается как одиночного приветствия, так и группового.

Таким образом, младшие должны говорить салям старшим, а небольшие компании – большим компаниям, первыми.

Пожимают ли мусульмане руку во время приветствия?

Верующие мужчины, помимо традиционных слов, должны пожимать друг другу руки. Ибо как сказал Пророк Мухаммад (с.г.в.) «Пожимание руки – это полное приветствие».

Также в различных хадисах, переданных нам Ахмадом, Абу Даудом, Ибн Маджа, ат-Термези и Табарани, говорится о том, что прежде, чем два мусульманина, приветствовавшие друг друга рукопожатием, разомкнут руки, их грехи простятся.

Именно эти хадисы ответят на вопрос как правильно здороваться по мусульмански с мужчиной другому мужчине.

Саля́м (Салам) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

В Исламе приняты два типа рукопожатия – когда встречаются правые руки мужчин и крепко пожимают друг друга, а также когда приветствие выполняется двумя руками каждого (при этом левая рука накрывает правую руку встреченного мужчины). Оба типа приняты как сунна, при этом нет никаких различий между такими рукопожатиями.

Читайте также:  Селимха́н (Салимхан, Зелимхан) - значение мужского мусульманского имени

Как надо отвечать, если тебя приветствуют «Салям алайкум»?

Полная форма мусульманского приветствия звучит так – «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух», что переводится как «Желаю вам мира, милости и благословения Аллаха».

Соответственно, ответ на это будет звучать несколько иначе – «Ва-алейкум ас-салям ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух», что переводится как «И вам мира, благословения и милости Аллаха».

Однако, часто встречаются сокращения приветственных слов, например «Салам» – в таком случае ответить можно как в полной форме, так и укоротив фразу до ответного «Салам», в этом нет ничего греховного – поприветствовать человека также, как он приветствовал тебя.

Что значит мусульманское приветствие «салям»?

В арабском языке слово «салям» имеет неоднозначный смысл – производными от этого слова считаются слова «мусульманин» или «муслим» – человек, чтящий заповеди Всевышнего, живущий так, чтобы не вредить окружающим, не отягощённый вредными привычками и не совершающий дурных действий. Также эти слова можно охарактеризовать как незамутнённый взгляд на мир и устройство вещей, надёжность и уверенность в окружающих, веру в Аллаха.

Когда мусульманин приветствует другого человека, он искренне желает ему самого наилучшего в мире – милости Всевышнего, мира его дому и живущим в нём, а также благоденствия и здоровья всей семье человека, встреченного на пути.

Приветствие противоположного пола

Согласно Шариату, отношения мужчины и женщины до брака порицаются, причём касается это не только развратных действий или жестов – нежелательным считается и приветствие, но есть в этом и свои тонкости.

К примеру, если вы повстречали девушку, допустимого для вступления в брак возраста, притом одну – приветствовать эту девушку считается нежелательным.

Объяснение такого поведения уходит в традиции Ислама – считается, что это будет искушением для обоих, а искушать друг друга считается недозволенным.

Саля́м (Салам) (араб.) - значение мужского мусульманского имени

Но при этом не считается неправильным приветствовать пожилых женщин, а также родственниц и знакомых – например, сестру или дочь своего друга или соседа, а также неким группа, в составе которых есть хотя бы одна пожилая женщина.

Только в таком случае, салям, отданный мужчиной, не будет порицаться или осуждаться каким бы то ни было способом.

Более того, приветствие будет считаться неким подобием молитвы, в которой отдавший салям просит ниспослать милость Всевышнего на встреченных женщин.

Также никоим образом нельзя касаться женщины, если она не является вашей родственницей. Согласно законам мусульманской этики, касаться чужой женщины означает введение её в искушение, а там и до развратных действий недалеко.

Таким образом, мусульмане руководствуются хадисом, переданным нам имамом Тарабани. В нём Пророк (с.г.в.) сказал: «Пусть лучше по голове вам ударят железной палкой, чем вы коснётесь женщины, вам не принадлежащей!».

Современные богословы считают допустимым, если посторонний мужчина касается женщины в медицинских целях, однако данное мнение не встречает одобрения среди мусульман.

Кого нежелательно или запрещено приветствовать

Согласно нормам Шариата, нежелательно, чтобы мужчина мусульманин говорил салям встреченной женщине, только если она не в преклонном возрасте или не является родственницей мужчины, об этом сказано выше.

Помимо этого, считается нежелательным приветствовать обнажённого человека, например в бане или другом месте, где положено обнажаться – если человек не счёл нужным прикрыть свою наготу, значит в нём нет стыда и скромности. Таким людям можно не озвучивать салям.

Также нежелательно говорить слова приветствия людям, справляющим нужду или совершающим половые действия – в этот момент ответить на приветствие они не могут.

Нежелательно также приветствовать человека, вкушающего пищу, человека спящего – всё по той же причине, что они не смогут вам ответить, пока не проглотят пищу, находящуюся во рту, или не проснутся. Нежелательно также приветствовать людей, занятых чем-либо, не дозволяющим ответить.

Запрещено приветствовать судей, занятых на судебном заседании, а также имамов, читающих азан. Считается, что в такое время приветствие отвлекает от важнейшего дела и вредит правоверному. Нельзя приветствовать и людей, занятых изучением религиозных наук, а также учителя, ведущего урок.

Также запрещается первым приветствовать представителей других религий – так как салям имеет некую молитвенную форму, то отдавать такое приветствие можно только мусульманам. Остальным же можно просто сказать «добрый день» или «здравствуйте».

Но если иноверец встретил вас словами асаламалейкум, то нельзя ответить что-либо другое, чем «Ва-алайкум» – таким образом вы примете его знак уважения, и не оскорбите его своим ответом.

Также, если иноверец вошёл в дом или встретил вас на улице и сказал “Доброе утро мусульмане!” – не воспринимайте это как обиду или оскорбление. Ответьте на него таким же приветствием или традиционным салямом мусульманина.

Ас-Салям السّلَامُ

Ас-Салям (Пречистый) — это Тот, Кто лишён любых изъянов, пороков и недостатков, Чья божественная сущность, деяния и атрибуты в высшей степени превосходны и совершенны. Арабский глагол سَلِمَ означает «быть благополучным, невредимым, свободным от чего-либо», а слово سَلَامٌ вбирает в себя значения «безопасность», «спокойствие», «мир».

Имя Ас-Салям близко по значению с прекраснейшим именем Аль-Куддус, и если они употребляются вместе, то Аль-Куддус указывает на совершенство Аллаха в прошлом и настоящем, а Ас-Салям — на безупречность Его атрибутов и деяний в настоящем и будущем. Этот замечательный нюанс разъяснил имам Аля ад-Дин аль-Хазин в своём тафсире (4/277).

Божественная сущность Аллаха чиста и прекрасна, она непостижима ограниченным человеческим разумом и отлична от всего сотворённого и тленного.

Она не имеет даже малейших изъянов и недостатков и преисполнена такого света, что Аллах укрывается от Своих творений покрывалом из света сотворённого, и «если Аллах снимет его, то сияние Его лика сожжёт всё, что охватывает Его взор» [Муслим 179, Ибн Маджа 195].

Его качества тоже идеальны и лишены недостатков. Каждое из них достигает такого предела совершенства, при котором невозможны противоположные качества несовершенства. Его жизнь полна и совершенна, она не имеет ни начала, ни конца, и Он никогда не спит и не дремлет.

Его могущество несовместимо с бессилием, а Его знание несовместимо с неведением или забывчивостью. Его мудрость исключает совершение Им чего-либо неподобающего или ради забавы. В Его словах нет лжи и напраслины, и Его повеления исполнены мудрости и справедливости.

Он ни в ком и ни в чём не нуждается, а все творения нуждаются в Его внимании и заботе.

В деяниях Всевышнего тоже нет ни доли несправедливости или легкомыслия, они божественны и непогрешимы и соответствуют Его первоначальному замыслу, к которому нечего прибавить и от которого нечего убавить.

Он никогда не притесняет Своих рабов, и даже когда на их долю выпадают испытания, которые они заслужили сами, Он многое прощает им.

«А тех, кто совершил прегрешения, а потом покаялся и уверовал, твой Господь после этого прощает и милует» (сура 7 «Ограды», аят 153).

Он выбирает для Своих творений лучшее, призывает к чистоте и совершенству и ведёт тех, кто внимает Его призыву, такими путями, которые наиболее безопасны и благополучны для них.

В Коране об этом сказано: «Пришли к вам от Аллаха свет и ясное писание. Посредством его Аллах ведёт путями мира тех, кто ищет Его довольство.

Он выводит их из потёмок к свету по Своему изволению и наставляет на прямой путь» (сура 5 «Трапеза», аяты 15-16).

В Его творении нет несуразности и несвязности. Земля, на которой мы живём, движется по своей орбите и вращается с огромной скоростью, но это никак не вредит её обитателям, и они даже не ощущают этого.

Солнце излучает огромное количество энергии, которая не вредит нашей планете, а наоборот, поддерживает на ней жизнь, и значительная часть этой энергии отражается обратно в космос.

Безупречный порядок вокруг нас и внутри нас осуществляется безмятежно и надёжно благодаря атрибуту Ас-Салям.

Познавший этот божественный атрибут очищает своё сердце от лицемерия и зависти, гордыни и скупости, от любых пороков, противных Ему, и неподобающих мыслей о Нём. Он избегает всего постыдного и непристойного, любых дурных слов и поступков, чтобы они не пятнали его сердце и не наполняли зловонием этот сосуд, в котором он носит веру и любовь к своему Господу.

Смиряясь перед Аллахом, такой верующий обретает спокойствие и уверенность, которые передаются и другим людям.

При встрече он приветствует их миром и доброжелательной улыбкой, и люди понимают, что он не причинит им вреда и не пожелает им плохого.

Таким был наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Тот, кто случайно встречался с ним, начинал уважать его, а кто узнавал его в общении, тот проникался к нему любовью» [ат-Тирмизи 3642].

Ас-саляму аляйкум – приветствие мусульман

У каждого народа, в каждой культуре принято приветствовать друг друга, но нет такого универсального приветствия, которым бы приветствовали друг друга все люди. Форма приветствия зависит от обычаев разных народностей, религии, культуры и воспитания. К примеру, в доисламский период арабы приветствовали друг друга словами: «Хайяка-Ллах» (да продлит Аллах тебе жизнь).

Все слова приветствия хороши, но с приходом Ислама приветствие стало более красивым и совершенным. Как же прекрасны звучание и смысл слов «АС-САЛЯМУ АЛЯЙКУМ».

Читайте также:  Кутду́са (Кутдусия, Куддуса, Котдуса) (араб.) - значение женского мусульманского имени

Значение и мудрость мусульманского приветствия

Слово «АС-САЛЯМ» с арабского языка переводится как «мир», «сохранность», «благополучие», «здравие». Оно является и одним из 99 прекрасных имён Всевышнего Аллаха, которое означает «Дарующий мир и сохранность», а также «Не имеющий никаких недостатков».

Приветствуя салямом, мы будто говорим: «Я желаю вам благополучия и здравия от Всевышнего Аллаха и защиту от всего плохого». Салям – это договор мусульман о том, что каждый из них воздержится от посягательства на жизнь, честь и имущество другого.

В распространении саляма среди людей есть и разоблачение тех, кто замышляет плохое, тех, кто вышел из подчинения нормам Ислама.

И каждый, кто даёт салям, требует от другого выполнения и соблюдения норм Ислама, таких как проявление любви, братства, взаимопомощи и т.д.

Достоинства исламского приветствия

  • Всевышний Аллах в Коране говорит:
  • وَإِذَا حُيِّيتُمْ بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا
  • (смысл): «Когда вас поприветствуют (например, словами ас-саляму аляйкум), то поприветствуйте (ответьте ему) лучшим, чем это (например, сказав ва аляйкум ас-салям ва рахмату-Ллахи ва баракатух), либо подобным его приветствию (то есть ответьте также ва аляйкум ас-салям)» (сура ан-Ниса, 86).

Посланник Аллаха (ﷺ) часто побуждал своих сподвижников приветствовать друг друга салямом. В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса (да будет доволен им Аллах), сказано, что некий человек спросил Посланника Аллаха (ﷺ): «Какой Ислам лучше (какое деяние считается наилучшим)?» Пророк (ﷺ) ответил: «Кормить нуждающихся и приветствовать салямом всех, кого знаешь и кого не знаешь» (Бухари, 5767).

Форма и порядок приветствия

Форм приветствия две: перваяАС-САЛЯМУ АЛЯЙКУМ, втораяСАЛЯМУН АЛЯЙКУМ, то есть без артикля определенности «аль»; однако первый вид приветствия достойнее второго.

Нежелательно приветствовать такой перефразировкой: «аляйка-с-салям» и «саляму Ллахи аляйка», потому что эти формулировки приветствия, как правило, употребляются в адрес покойных, а не живых.

Согласно шафиитскому и ханафитскому мазхабам, сунна в приветствии не засчитывается, кроме как словами ас-саляму аляйкум и салямун аляйкум, то есть обращением с местоимением «кум» во множественном числе, даже если приветствуется только один человек.

  1. Такая формулировка обусловливается тем, что мусульмане приветствуют не только брата по вере, но и приставленных к нему для записи его деяний двух ангелов.
  2. Лучшим же приветствием считается, если к словам ас-саляму аляйкум добавить следующие слова: «ва рахмату Ллахи ва баракатух».
  3. В тафсире Корана «Хазин» сказано: «Если скажет приветствующий: «Ас-саляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух», то отвечающему следует сказать такими же словами (то есть ва аляйкум салям ва рахмату Ллахи ва баракатух) и не добавлять ничего».

Также сказано, что некий человек поприветствовал Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), словами «Ас-саляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух» и добавил еще что-то. Ибн Аббас ему ответил на приветствие и сказал: «Приветствие завершается на слове «ва баракатух».

Отвечать на приветствие является индивидуальной обязанностью (фарз-уль-айн), если поприветствовали одного человека, и коллективной обязанностью (фарз-уль-кифая), если поприветствовали нескольких человек. В последнем случае, если из всей группы на приветствие ответит лишь один человек, то обязанность ответить на салам отпадает от всех остальных членов, и тем самым никто из них не впадает в грех.

Отвечать на салям необходимо незамедлительно, откладывать же его без причины грешно. Ответ должен быть сказан так, чтобы приветствующий услышал его, в противном случае обязанность ответить на салям не отпадает. Если поприветствовавший – глухой, то на его приветствие надо ответить жестом, шевелением губ и тому подобным.

Желательно, чтобы слова приветствия были первыми словами при встрече, то есть именно салямом следует начинать разговор.

Если оба встретившихся поприветствуют друг друга, то, согласно мнению Имама Ан-Навави, если приветствия были сказаны друг за другом, то приветствие второго будет ответом на первое.

Если же приветствие обоих будет одновременным, то одному следует ответить на приветствие другого. Приветствовать желательно громко, так, чтобы тот или те, кому обращено приветствие, отчётливо его услышали.

Салям желательно давать и членам своей семьи, то есть приветствовать своих домочадцев каждый раз, когда заходишь в дом. При входе в пустой дом, в котором никого нет, желательно говорить «ас-саляму аляйна ва аля ибадилляхи-с-салихин» (мир и благополучие нам и праведным мусульманам от Всевышнего Аллаха).

Рекомендуется, чтобы младший первым приветствовал старшего, всадник – пешего, стоящий – сидящего, малая группа – большую. Даже если не соблюсти эту желательность, то есть если, например, старший поприветствует младшего первым, сунна считается осуществлённой и отвечать на такой салям обязательно, хотя и нарушается рекомендуемый Шариатом порядок.

Салям можно передавать и третьему лицу, и отвечать на него тоже обязательно. В таком случае отвечающему желательно начать с приветствия того, кто довёл до него салям, произнеся «ва аляйка ва аляйхи-с-салям». Обязательно отвечать и на салям, дошедший в письменном виде.

Имам ан-Навави сказал: «Если кто-либо поприветствовал человека, а потом спустя немного времени он снова встретил его, то желательно приветствовать и второй, третий и четвертый раз. В этом единогласны шафиитские ученые». В хадисе сказано:

إِذَا لَقِيَ أحَدُكُمْ أخاهُ فَلْيُسَلِّمْ عَلَيْهِ، فإنْ حالَتْ بَيْنَهُما شَجَرَة أوْ جِدَارٌ أوْ حَجَرٌ ثُمَّ لَقِيَهُ فَلْيُسَلِّمْ عَلَيْهِ

«Если кто-то из вас встретит своего брата, то пусть приветствует его салямом. Если между ними окажется дерево, стена или камень, а потом один снова увидит другого, пусть приветствует еще раз» (Абу Дауд, 5200).

Кого нежелательно или запрещено приветствовать

В шафиитском мазхабе мужчине порицается приветствовать молодую женщину, если та одна. Ей же при таких обстоятельствах запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины.

А если женщина не одна, а в сопровождении других мужчин или женщин, то приветствовать желательно.

Имам Тирмизи передает хадис: «Пророк (ﷺ) прошел рядом с группой женщин, сидящих возле мечети, и поднял руку, приветствуя их».

Что же касается близких родственниц, с которыми ему запрещено вступать в брак (махрамы), то их желательно приветствовать так же, как и других своих домочадцев. Правила приветствия у женщин между собой такие же, как и между мужчинами.

Нежелательно приветствовать находящегося в бане, нагого, того, кто занят чем-нибудь, что может помешать ему ответить на приветствие.

Нежелательно также приветствовать читающего Коран, даже если он читает его про себя, а также того, кто поминает Всевышнего, молит Всевышнего, читает намаз, ест или пьёт.

Всем, кого нежелательно приветствовать, разрешается не отвечать на приветствие.

Мусульманину не следует приветствовать нечестивца (фасик), открыто совершающего грехи, если не существует реальной угрозы здоровью или жизни мусульманина. Если увидите людей, играющих во всякие игры, такие как шахматы, играющих на музыкальных инструментах, то их не следует приветствовать.

Приветствие детей

Детям, не достигшим половой зрелости, тоже желательно давать салям, дабы тем самым обучить их исламской этике.

Однако несовершеннолетним детям необязательно отвечать на салям, потому что до достижения половой зрелости Шариат на них ничего не возлагает.

Если ребёнок даст салям совершеннолетнему, то последний обязан ответить на салям ребёнка, но лишь в том случае, если ребёнок является мумайизом, (проще говоря, достиг 6-7-летнего возраста).

Если поприветствовали группу совершеннолетних мусульман, среди которых был и несовершеннолетний, и именно он ответит на приветствие, приветствие не засчитывается, ответить на приветствие обязан хотя бы один из совершеннолетних, в противном случае все впадут в грех (за исключением несовершеннолетнего).

Рукопожатие во время приветствия

Рукопожатие при саляме – одобряемое дело, относящееся к нормам исламской этики и её благородных атрибутов. Рукопожатие – действие, выражающее любовь и уважение между братьями по вере; посредством него пропадает злоба, зависть и неприязнь среди мусульман.

О желательности рукопожатия при встрече существует множество хадисов. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если два мусульманина, встретившись, пожмут друг другу руки, то Всевышний простит им их грехи ещё до того, как они разойдутся». (Абу Дауд, 4536).

Рукопожатие было довольно распространённым обычаем среди сподвижников Пророка (ﷺ).

Каттада (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что он как-то спросил Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Пожимали ли друг другу руки сподвижники Пророка (ﷺ)?» На что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) ответил: «Да, пожимали». (Тирмизи, 2653).

Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), говорил, что все мусульманские учёные единогласно сошлись на том, что рукопожатие – это сунна.

Пожимать же руку посторонним женщинам запрещено. Один из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит: «Для мужчины лучше, чтобы ему в голову вонзилась железная игла, чем прикоснуться к женщине, которая ему не дозволена!» (Джамиуль-ахадис, № 18237).

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *