Еды двоих хватит и на троих, а еду троих - и на четверых
Аль-Бухари, Муслим
На гербе – след Ислама
2017-05-05-09-22-38
Радкевич Д.
Просмотров: 209
Можно найти след мусульманского Востока, оставшийся в названиях некоторых частных гербов, которыми пользовались в Беларуси – Аксак, Байбуза, Балабан, Денис, Киркор, Теребез и др. Корни этих названий в турецком языке: аксак – «хромой», бейбуза – «богатый телом», «дородный», балабан – сокол, денис – море, «киркор» – дословно – «сорок мужей, воинов», Теребез – народное название г. Трапезунда.

Видимо, выходцы из Крыма и Турции принесли с собой прозвища и фамилии, и при обретении гербов, взяли названия от них. Однако здесь имеется определенный противоречивый момент. При «восточных» названиях, гербы знатных мусульман Речи Посполитой по своей символике и семантике часто имели общеевропейские культурные и даже подчас христианские мотивы, пожалуй, за исключением одного лишь герба «Корсак», который можно, с некоторыми оговорками, связать с тамгами Ногайской или Крымской орды.

Популярностью пользовались гербы с изображением оружия и боейвой атрибутики вообще. Именно этим объясняется тот факт, что герб «Лук» был принят не одним родом, а целой их группой. Изображения сабель, луков, стрел, доспехов – все это избиралось в качестве герба едва ли не чаще всего.

Более выраженные восточные сюжеты изображались на печатях в виде специфических сабель – «ордынок» с крестообразной рукоятью и загнутой головкой, широким в начале и загнутым на конце лезвием. Пример такого же рода – использование «Зульфикара» («Обладатель позвонков») – меча пророка Мухаммада ﷺ – в качестве геральдического символа. Мотив Зульфикара весьма характерен для народов мусульманского Востока. По преданиям, он имел двойное лезвие и около эфеса был украшен звездой Сулеймана (библейского Соломона). Как правило, изображение Зульфикара располагалась горизонтально, хотя в письменных памятниках татар-мусульман имеются и вертикально расположенные изображения.

На гербах татар можно найти и орудия труда или письменные принадлежности. На гербе «Грабли» или «Топор» можно легко узнать нехитрый инструмент, а на гербе «Тарак» виден стол с пером и чернильницей.

Еще один факт, который указывает на своеобразие геральдики шляхетных мусульман – наличие на гербах изображений живых существ. Так, не гербе «Араж» изображен конь, а на гербе Сулькевичей – совершенно не воинственный ежик.

Но наиболее излюбленным мотивом у знатных, да и простых белорусских мусульмане, было и остается изображение полумесяца и звезды. Первое его появление в значении исламского символа относится к XVI веку – эпохе возвышения Османской империи, чьим символом и был полумесяц со звездой. Это символ украшал предметы культа и молитвенные постройки, а также военное снаряжение. Также этот сюжет, который означал в светской геральдике готовность побеждать врагов при солнце и при луне, использовался в гербе Анкуда.

Надо сказать, что не все татарские гербы имеют древнее проихожденпие. В 1929 году выходит книга Станислава Дядулевича «Гербовник татарских семей в Польше» (Herbarz rodzin tatarskich w Polsce). Работа интересная, однако в ней мы видим один из примеров создания национального мифа: каких-либо свидетесльств зачастую нет, выводы небесспорны, многие ошибки, тенденциозность (стремление найти для каждого рода предка-«князя»), некоторые гербы также выглядят новоделами, и нигде, кроме него работы, не встречаются. В этом смысле, это чем-то похоже на работу одного из английских/шотландских любителей истории, который создал яркий каталог с килтами для каждого шотландского клана, к тому времени совершенно неизвестными (килты из тартана, который к тому же является фабричной тканью, впервые появляются с началом промышленной революции в Англии в XVII в.).

Отметим, что орел на гербах мусульманских государств (таких, как Объединенные Арабские Эмираты, Египет и др.) тоже появился не с бухты-барахты. Он, как правило, призван свидетельствовать, что эти государства связаны с родиной ислама и знатностью арабов: именно орел был символом племени курайшитов. Впрочем, на знаменах и гербах мусульман в разные эпохи в прошлом изображались и слова шахады и такбира, и полумесяцы, и вообще ничего не значащие геометрические фигуры, а также изображения растений и живых существ. Так что татарские гербы при всей их оторванности от мусульманского мира вполне себе вписываются в рамки исламской традиции.

Завершая наш небольшой обзор, хочется отметить, что татарская геральдика во многом связана с европейской, но при этом имеет свои самобытные черты. Важно отметить, что гербы никогда не были предметом публичной демонстрации. Их могли зарисовать в фамильной книге и обращались к ним лишь из живого любопытства и интереса. Кроме того, гербы имелись далеко не у всех татар. Куда важнее, что на гербе всегда старались акцентировать внимание на исламском вероисповедании обладателя данного символа. И сегодняшним татарам и мусульманам вообще не помешало бы носить ислам не на гербе, а в сердце.


Комментарии (0)
Ваше имя:
E-mail:
Комментарий:
Главная Новости Статьи О нас Сотрудничество Хутбы

Разработчик: Сергей Мискевич, Минск, 2017