Еды двоих хватит и на троих, а еду троих - и на четверых
Аль-Бухари, Муслим
Мусульмане Поозерья
2017-04-06-15-36-34
Якубовский И.
Просмотров: 220
Поозерьем называется северная часть Беларуси, где расположено много озёр - Браславские, Нарочанские, Ушачские, Голубые и др.

Стабильные поселения татар-мусульман стали появляться здесь с начала 19 века, преимущественно в местечках Видзы, Мядель, Кривичи, Докшицы, Долгиново, Глубокое, Шарковщина, Йоды, Браслав, Комаи, Яковишки, Будслав, Волколата, Голубичи, Прудники, Бояры, Микольцы, Минчаки, Жердели, Лынтупы, Редута, Ковалишки, Неверишки, Гадутишки, Свентяны, Милькуны, Мосар, Поставы, Лашуки, Мельники, Бабичи, Амбросовичи, Дуниловичи, Воропаево, Подсвилье, Каролин, Крулевщина, Порплище, Парафияново, Вереньки, Небышино, Мильча, Бегомль, Речки, Илья, Плещеницы, Миоры, Дрисса и др.

Главными религиозными центрами были Видзы, Докшицы и Мядель, где находились деревянные мечети, Глубокое с молитвенным домом.

Старинные мизары находились в Видзах, Каролине и Мяделе, а в первой половине 20 века появились ещё и в Докшицах, Амбросовичах, Яковишках.

Основным занятием татар Северной Беларуси были огородничество и обработка кож. Некоторые из них занимали должности в армии и администрации.

Основной особенностью татар-мусульман данного региона было их разреженное расселение по большой территории, хотя стоит отметить сильные родственные связи между разными родами, а также с татарами Литвы.

Драматические события 20 века также сильно повлияли на это сообщество, впрочем как и на всё население в границах бывшего ВКЛ, вызвав массовые ассимиляционные процессы и почти полное исчезновение татар-мусульман.

Так, Первая мировая война, разрезав линией фронта территорию по границе Видзы-Молодечно, привела к миграции в глубь территории Империи, и многие так и не возвратились.

Затем была революция 1917, война с Польшей, гражданская война...

В 1921 году первые границы разделили общину на 3 части - в Литве, Польше и БССР.

В 1930-ые по татарам БССР прошлась волна репрессий. Так, были высланы или расстреляны жители хутора Урупово (Гембицкие), Бегомля, Петрович, Радошкович, Домжериц.

Не имея своего мизара (ближайший был в Докшицах за границей), жители Бегомля и соседних поселений основали мизар на окраине городского кладбища Бегомля, который сохранился до наших дней.

1939 год принёс воссоединение семей, но вместе с тем и респрессии уже на большей территории.

Военные события 1939 - 1945 годом также не обошли стороной сообщество.

В 1945 и позднее многие воспользовались возможностью и уехали в Польшу.

Спокойное послевоенное время с одной стороны дало татарам шанс на возраждение в рамках этноса, но с другой стороны создало все предпосылки к ассимиляции.

Мечеть в Видзах, одну из самых красивых и объединявшую четвёртую по величине парафию мусульман ВКЛ, разрушили, мечеть в Докшицах приспособили под жилой дом.

Исследование показало, что за период с 1939 по наши дни количество полных татарских семей (где муж и жена татары или потомки татар), учитывая миграцию, сократилось со 147 до 16 и продолжает снижаться. Это особенно заметно во время ежегодных поминальных дней на мизарах.

Так, например, в Мяделе и соседних деревнях осталось не более 4 семей, в Глубоком не более 5, в Видзах 3, в Крулевщине 2, в Докшицах не более 5, в Бегомле 3, Браславе 2, Поставах 2.

Почти все из них уже старшего поколения, а дети создали семьи смешанные.

Более-менее сохранились те линии, которые пустили корни в Вильно, Минске, Ивье, Молодечно. Поэтому, как ни печально об этом говорить, у мусульман северной зоны шансов на самосохранение почти не осталось.


Комментарии (0)
Ваше имя:
E-mail:
Комментарий:
Главная Новости Статьи О нас Сотрудничество Хутбы

Разработчик: Сергей Мискевич, Минск, 2017