Посланник Аллаха сказал: Не завязывай свой мех, ибо тогда и Аллах завяжет его для тебя
Аль-Бухари, Муслим
Мусульмане ВКЛ в Новом Свете
2017-03-31-13-18-58
Просмотров: 143
  
Первые белорусско-литовско-польские татары на американском континенте стали появляться во второй половине 19 века. Сначала миграция носила временный характер, это были одинокие мужчины, прибывшие в Новый Свет в поисках работы. Заработав денег, они, как правило, возвращались обратно на родину, которой в то время являлась Российская империя. Некоторые их них были в Америке по нескольку раз, вплоть до начала Первой мировой войны 1914 года.

Большой объём информации о татарах в Америке предоставляют результаты переписей населения в США в 1920, 1930 и 1940 годах, а также совокупные данные о рождённых, умерших и и женившихся, находящиеся в свободном доступе на сайте www.familysearch.com. Информацию о захоронениях на кладбищах США, Англии, Австралии и многих других стран с фамильным поисковиком можно найти на сайте www.findagrave.com. Однако, нужно учесть, что написание привычных нам татарских фамилий на английском языке не всегда последовательно. Так, один и тот же человек в паспорте, в билете, в регистрационных документах по прибытию в Америку, в переписных листах, в документах и на памятнике мог быть записан по-разному. Например, фамилия Рафалович имеет следующие варианты: Rafałowicz, Rafalowitz, Raffel, Raphalovitch, Raffalovich, Rafulowitch и т.д.

В 2011 году во Вроцлаве вышла книга, посвящённая истории мусульманской татарской общины Нью-Йорка. Авторы в сотрудничестве с секретарём мусульманского татарского сообщества Нью-Йорка Алисой Радкевич привели обзор хронологии поселения татар-мусульман бывшего ВКЛ на землях Америки, истории возникновения и развития мусульманского сообщества Нью-Йорка, персоналии, фотографии и многое другое.

Согласно сведениям авторов книги, 1 февраля 1907 года в Вильямсбурге, Бруклин, Нью-Йорк, татары-эмигранты с земель бывшего ВКЛ создали организацию «Сообщество Литовских Татар» и конституцию, принятую 28 февраля 1911 года на русском и английском языках. 29 ноября 1929 года организация была переименована в «Американское мусульманское сообщество», а 22 августа 1934 года был принял новый Устав, подписанный Иосифом Александровичем, Давыдом Радкевичем, Стэфаном Радкевичем, Бекиром Радкевичем, Иосифом Шабановичем, Михаилом Абрамовичем, Богдановичем, Якубом Сафаревичем, Яном Базаревским, Якубом Гембицким, Адамом Мухой, Ибрагимом Вороновичем, Ибрагимом Шабановичем и Стэфаном Богдановичем.

Направлением деятельности сообщества было оказание ритуальных услуг, проведение культовых мероприятий, оказание помощи малоимущим членам общины, культурная и просветительская работа. Каждый член общины вносил пожертвования в общий фонд. Сообщество приобрело здание для религиозных и культурных целей, в котором проводились богослужения, обучение детей и взрослых, собрания и т.п., а также участок земли на кладбище Queens Cedar Grove Cemetery для погребения умерших. Стоит отметить, что община татар бывшего ВКЛ была первым официально зарегистрированным сообществом мусульман в Новом Свете и на протяжении многих лет сохраняла свою целостность и национальный состав.

Сообщество вело также издательскую деятельность. Публиковался журнал «Полумесяц», а также бюллетень «ан-Нур». В состав первого руководства общины входили Томаш Муравский (председатель), Али Ясинский (зам. председателя), Ян Смольский (секретарь), Самуил Алиевич (генеральный секретарь), Самуил Хазбиевич (бухгалтер), Сюлейман Рафалович (имам).

В 1957 году сообщество было переименовано в «Мусульманскую мечеть». В послевоенное время и вплоть до наших дней наблюдается ассимиляция американских татар и отход от Ислама. Последние поколения даже исповедуют христианство и встречаются в мечети и на мизаре лишь в случае смерти родственников-мусульман.

Продолжение следует...


Комментарии (0)
Ваше имя:
E-mail:
Комментарий:
Главная Новости Статьи О нас Сотрудничество Хутбы

Разработчик: Сергей Мискевич, Минск, 2017