Еды двоих хватит и на троих, а еду троих - и на четверых
Аль-Бухари, Муслим
Мечеть в Осмолово
2017-03-31-11-30-27
Просмотров: 92
  
Первый список мечетей Речи Посполитой 1795 года говорит о том, что мечети там не было, хотя в Инвентарях Несвижского маёнтка 1629 и 1696 года упоминается мечеть в деревне Осмолово. Датой основания мусульманского прихода здесь считается 1834 год. Тогда же в Осмолове и была построена первая отдельная мечеть. Надо сказать, что сделать это во времена Российской империи было не так просто. Согласно предписаниям министерства внутренних дел, мечеть можно было открыть при наличии в округе не менее 200 мусульман. В деревне Осмолово столько татар не было, но примерно в 5 километрах находилась ещё одна татарская околица на Несвижчине — деревня Иваново, и вместе с ней как раз и образовалось нужное количество верующих. Кроме того, по тем же предписаниям мечеть надлежало строить на местечковых площадях, а если таковых не было, то на расстоянии не менее 10 сажен (21 метра) от ближайших строений. Поэтому мечеть в деревне Татарское Осмолово была построена как будто на отшибе, прямо посреди чистого поля у деревни.

В 1867 году земли в деревне Татарское Осмолово были рассредоточены под фольварки между четырьмя землевладельцами. Одним из самых крупных из них, между прочим, была женщина — Софья Александровна Богданович, которой принадлежало 65 десятин земли (одна десятина равна 1,09 га). Больше (70 десятин) было только у Бакира Самуиловича Юшинского. Затем шли Сулейман Яковлевич Александрович (48 десятин) и Амурат Иосифович Корицкий (40 десятин). Все они были представителями знатных родов, получивших дворянство вскоре после упомянутого привилея Жигимонта II Августа.

Через 20 лет, в 1888 году, Софья Богданович осталась единоличным лидером по землевладению среди местных татар (62 десятины). А вот земли Сулеймана Александровича оказались поделены между его племянниками Ходжой и Яковом. Старший, Ходжа, получил 25, а младший, Яков — 19 десятин земли. Появилось и новое лицо — Яков Иосифович Халембек, который смог купить в Осмолове 10 десятин земли. Удивительно, но в то время между татарами смог втиснуться и самый обыкновенный местный шляхтич-католик Казимир Антонович Цвирко, владевший небольшим фольварком в 17 десятин.

Согласно всероссийской переписи населения 1897 года шляхетская околица Осмолово насчитывала уже 9 дворов. Менее зажиточные татары объединялись в улицу деревни Татарское Осмолово. После 1921 года всё татарское население составляло 18 дворов и находилось в составе особой околицы Осмолово. Для сравнения в православной деревне Осмолово в то время насчитывалось 83 подворья.

В 1924-1925 годах старое здание мечети было перестроено, потому что было уже ветхим. Перестроенное здание представляло собой небольшое крытое крыльцо, основной объём, разделённый на мужскую и женскую половину, с башенкой-минаретом над ним, особую пристройку — нишу (она называется михраб), обращённую в сторону Мекки.

Кроме того, мечеть была обсажена берёзками и обнесена деревянным забором с воротами, увенчанными полумесяцем.

Между прочим, по сведениям исследователя татар в Речи Посполитой С. Кричинского, мечеть в Осмолово ремонтировалась мастерами-евреями и потому по архитектуре напоминает местечковые синагоги. И если это так, то работа мастеров-евреев, строивших татарскую мечеть на белорусских землях, входивших в состав польского государства, может по праву считаться апофеозом содружества в межэтнических отношениях, какое вряд ли можно найти где-то ещё на нашем континенте.

После гражданской войны 1918 — 1922 года Беларусь была разделена на Восточную (Советскую Беларусь) и Западную, которая в 1920 году была захвачена панской Польшей.

28 декабря 1925 года в городе Вильно проходил Всепольский мусульманский съезд, где присутствовали делегаты от 18 мусульманских приходов, которые действовали в Белостокском, Варшавском, Вилен-ском и Новогрудском воеводствах. На съезде впервые в истории литовские татары избрали собственного духовного руководителя — муфция. Им стал доктор ориенталистики (учёный, специализирующийся по восточным языкам) Якуб Шинкевич. В то время ему подчинялось 19 общин: в Багониках, Варшаве, Видзах, Вильно, Давбучишках, Докшицах, Ивье, Клецке, Крушанянах, Ловчицах, Ляховичах, Мире, Мяделе, Некрашуньцах, Немежи, Новогрудке, Осмолове, Слониме, Сорок-Татароке. В каждом приходе были мулла и муэдзин. Отсюда вытекает, что в съезде принимали участие и представители осмоловской татарской общины.

Последняя мечеть, которая была отреставрирована в 1925 году, просуществовала до 1960 года. Здесь по пятницам собиралось много татар для совершения молитв. Прихожанами осмоловской мечети были в основном осмоловские и ивановские татары.

В двухстах метрах от мечети жил мулла осмоловского прихода татарской мечети. Его просторный и большой дом сохранился. Дом муллы купили вернувшиеся из заработков во Франции на малую родину родные братья Иван Павлович и Михаил Павлович Евтух с семьями.

С приходом советов в 1939 году в деревню Осмолово новая власть не стала сразу упразднять этот маленький анклав мусульманства на Несвижчине, оставив старый раздел деревни с татарской околицей, население которой тогда составляло около 100 человек. За порядком в мечети и её охраной наблюдали татары, которые проживали в деревне Осмолово, а для совершения молитв мулла приезжал из Клецка.

В 50-60-х годах XX столетия стали притесняться религиозные заведения. Это не обошло и татарскую мечеть в деревне Осмолово.

Местные руководители, выполняя на практике установку Никиты Сергеевича Хрущёва и его команды: «В коммунизм — без попов, кзендзов, раввинов и мулл…», в 1960 году, невзирая на убедительные просьбы татар, приказали разобрать мечеть и построили из неё баню в Несвижском доме-интернате для престарелых и инвалидов.

По подсчётам С. Кричинского, в 1938 году на территории трёх воеводств — Белостокского, Виленского и Новогрудского находилось 68 мизаров (татарских кладбищ). Больше всего их было в Новогрудском воеводстве — 47.

Старое кладбище в Осмолове и сейчас остаётся самым главным культурно-историческим татарским памятником. Оно находится в хорошем состоянии. Сохранилось, наверняка, потому, что находится в глубине леса Гай на возвышенности и никому не мешает. В начале XXI века мизары огородили деревянным забором, сделали добротную калитку и отсыпали песком и гравием подъездную дорогу. Могилы ухожены, и там своевременно наводится надлежащий порядок. Кладбище действующее. Сюда и поныне привозят хоронить татар из всех древних мест их проживания в округе — Клецка, Несвижа, Иваново.

Последними татарами, которые проживали в деревне Осмолово, были Ясинские: глава семьи — Мария Ивановна Ясинская 1907 года рождения. Её муж Мэтя был кожевником и постоянно ходил по домам и выделывал шкуры не только в деревне Осмолово, но и в других деревнях. Он питался у хозяев, у которых выделывал шкуры, и жил у них, пока не заканчивал свою работу. К своей работе относился очень бережно и делал ее с особой изюминкой. А потом местные портные из искусно выделанных овечьих и бараньих шкур шили тёплые и красивые полушубки.

На сегодняшний день в деревне Осмолово проживает один наследник осмоловских татар — Валерий Павлович Левшенко, 1950 года рождения, внук Марии Ивановны Ясинской. Он работал в ОАО «Лань-Несвиж».


Комментарии (0)
Ваше имя:
E-mail:
Комментарий:
Главная Новости Статьи О нас Сотрудничество Хутбы

Разработчик: Сергей Мискевич, Минск, 2017